Мини-сериал «Ход королевы» (или дословно «Ферзевый гамбит») – вышел на стриминговой платформе Netflix в октябре 2020 года и стал самым популярным сериалом в истории платформы, поскольку за первый месяц его посмотрели свыше шестидесяти двух миллионов человек. В основу сценария «Хода королевы» был положен одноимённый роман американского писателя-фантаста Уолтера Тевиса. Сериал был отмечен множеством наград за прекрасную актёрскую игру Ани Тейлор-Джой, сыгравшую Бэт Хармон, а также за качество постановки и работу оператора.
Повествовательный центр сериала – Бэт Хармон, которая в возрасте 8 лет попадает в страшную автомобильную аварию из-за психологически нездоровой матери, решившей покончить с собой вместе с дочкой. Однако девочка выживает, и ей приходится жить в католическом приюте, в котором царит атмосфера традиционализма и скованности. Ко всему прочему, девочек-воспитанниц заставляют принимать «витамины» для тела и настроения — сильные транквилизаторы, вызывающие зависимость и галлюцинации. По совету одной из девушек Бэт не принимает таблетки днём, а оставляет их на ночь, чтобы увидеть в тенях деревьев на потолке шахматную доску.
Юная Бэт не может найти себе место в обществе детей и приютских учителей. Но как-то раз ей приходится выбить губку в подвале, где она встречает уборщика Шайбела, который играл сам с собой в шахматы. Героиня просит его научить этой игре, но тот соглашается только после долгих уговоров. И Бэт, и Шайбел – замкнутые и неразговорчивые люди, объединенные только любовью к шахматам. Уборщик обнаруживает, что у Бэт феноменальный талант. Девочка, в свою очередь, принимая таблетки, каждую ночь на пололке проигрывает различные варианты ходов и шахматные комбинации. В итоге героиня обыгрывает всех шахматистов клуба в местной школе.
В дальнейшем девочку удочерят, и для неё начнётся совершенно новая жизнь. Но её единственной страстью останутся шахматы. Поучаствовав в своём первом в жизни турнире, Бэт обыгрывает даже чемпиона штата Кентукки Гарри Бэлтика. Блистательное начало стало базой для развития дальнейшей карьеры шахматистки. Бэт обыгрывает чемпиона за чемпионом, и, в конце концов, становится лучшей шахматисткой США и выходит на международный уровень.
Недостижимой вершиной шахматного мастерства для Элизабет Хармон является русский шахматист Боргов. Встретившись с ним за доской в Америке и Париже, героиня потерпела два сокрушительных поражения, что, наряду с алкогольной и наркотической зависимостью, полностью её дестабилизировало. Последней возможностью обыграть гроссмейстера становится турнир в Москве.
Смысл концовки сериала открывается только тогда, когда оценишь всю глубину изменений, которые произошли с главной героиней. В начале сериала она была ищущей себя девочкой, не привыкшей к отказам и проигрышам. Она была самоучкой и индивидуалистской, переступающей через людей и их чувства. Так она забыла о своём первом учителе Шайбеле, и только в последней серии она возвращается в приют на его похороны и обнаруживает, что он собирал все вырезки из газет с успехами Элизабет и хранил единственную фотографию с ней и её письмо. Это заставляет её пересмотреть свои отношения с людьми.
Путь от индивидуализма к сплоченности проходит не только Бэт, но, фигурально, и вся Америка. Разгадывая загадку успеха советских шахматистов, конкурент Хармон за титул чемпиона США Бенни Уоттс понимает, что секрет в их командной работе – в сложных ситуациях они вместе обсуждают пути выхода. В последней игре Элизабет с Борговым, все чемпионы Америки объединяются и звонят героине, чтобы помочь ей победить. Это даёт Бэт второе дыхание, и она с блеском побеждает Боргова. Не принимая транквилизаторов, Бэт все равно видит на пололке шахматную доску. Пространственное мышление оказалось её даром от природы, а не эффектом транквилизатора.
Сериал оканчивается тем, что героиня, которой пророчат блестящее будущее и даже игру в шахматы с президентом Америке, выходит из официальной машины, чтобы пройтись по парку и поиграть с советскими стариками. Этот жест сделан не просто так – героиня выбирает не скованность и бюрократизм, а искренность и свободу выбора. По той же причине она отказывается делать заявление о своей религиозности или говорить в интервью, что гордится принадлежностью к Американской нации.
Таким образом, в конце сериала героиня выходит за границы всех условностей и собственного эгоизма, выбирая искренность и любовь по отношению к окружающим.