Смысл фильма «Фанатик»

Смысл фильма "Фанатик" Смысл фильма

Оригинальное название драмы The Вeliever (2001) ‒ «Верующий». Когда режиссёр Хенри Бин узнал о том, что российские локализаторы для его работы взяли другой перевод ‒ «Фанатик» ‒ возражать не стал и даже счёл его более точным. Сюжетная основа киноистории была взята из заметки в еженедельнике The New York Times. Речь в ней шла о неофашисте с еврейскими корнями, который поклялся покончить с собой, если общественности станет известно о его происхождении. Когда журналисты напечатали разоблачительную статью, он из окна небоскрёба «шагнул навстречу Богу».

Дэнни Балинт ‒ главный герой фильма The Вeliever ‒ фанатик-фашист и одновременно фанатик-еврей. Ученик иешивы,с 12 лет мечтавший быть раввином, через 10 лет бреет голову, надевает футболку со свастикой на груди и отправляется проповедовать антисемитские теории. В финале парень погибает, ценой своей жизни предотвратив взрыв в синагоге, подготовленный его подельниками-неонацистами.Таков неизбежный трагический конец человека, чей короткий путь по жизни был дорогой к самоуничтожению, поскольку представлял бесконечный спор не столько с окружающими, сколько с самим собой.

Что заставило мальчика, выросшего в ортодоксальной еврейской семье, стать скинхедом? На этот вопрос в каждом кадре фильма «Фанатик» своими поступками и горящим взглядом отвечает яростный и страстный, агрессивный и жестокий, но вместе с тем сомневающийся и невообразимо страдающий Дэнни.

Проблема юного Балинта в том, что он вольнодум, личность сильная и незаурядная, для которой невозможно жить, следуя строгим правилам иудаизма. Он до конца не принимал религии, которую выбрал не сам, а получил от рождения, из-за насаждения строгих порядков, излишней приверженности традициям и внимания к внешней атрибутике. При этом глубоко изучал Тору, вёл с учителями теологические споры и хотел найти свой путь к Богу. Анализируя историю многострадального и униженного народа, Дэнни обвинял свою нацию в извечной подчиненности, пассивности, не способности дать отпор. Он не хотел быть таким евреем.

Внутренний протест укрепился, когда в 12 лет его выгнали из религиозной школы за дерзость и отстаивание своего мнения. Сила характера, крутой нрав, ораторский талант, способность увлечь и повести за собой привели парня туда, где, по его мнению, была свобода. Вовлеченный в неонацистскую организацию, умело использующую тягу молодежи к теории «сильной личности», Дэнни не понимает, что оказался в ловушке. Отказавшись от одних правил, он попал в капкан других, более жестких и беспощадных.

Вместе со скинами Дэнни участвует в погромах, избивает в уличных драках хасидских детей, издевается над посетителями кошерного ресторана. Он выступает в зажигательными речами, пропагандируя ненависть к евреям среди буржуазной прослойки, унижает и обвиняет в трусости перед фашистами старика, пережившего Холокост. Авторитет скинхеда среди соратников растет, но в душе он – несостоявшийся раввин. Порицая религию пустоты, основанную исключительно на ритуале, избавившись от формального сходства Дэнни ищет свой путь к Богу. По ночам изучает старинные манускрипты на иврите, посещает кошерные мероприятия, даёт уроки родного языка своей извращённой и безбашенной подружке-фашистке.

Проповедуя антисемитизм, Дэнни постоянно живёт в тревоге о том, что откроется его происхождение. Неспокойна и его сомневающаяся душа, раздираемая внутренними противоречиям. Но когда-то недовольный Богом категоричный юнец сказал ему fuck you вместо «шалом». И теперь, имея вполне библейское стремление унизить идейно уязвимого Бога, Дэнни готов идти до конца. Являясь для своей нации опасным радикалом, он на самом деле стремится к тому, чтобы освободить её от многовековой покорности, добиться внутреннего раскрепощения евреев. Его теория проста: либо добиться перерождения слабого народца, либо окончательно его уничтожить. Его отношение к евреям – это протест изнутри, родившийся в той среде, которую он теперь желает разрушить. А горячая ненависть – всего лишь оборотная сторона принадлежности.

Планируя очередной погром, неофашисты решили взорвать синагогу. От оказавшихся внутри святилища бритоголовых несостоявшийся раввин требует – не прикасаться к священным пергаментам Сефер-Тора (Бог накажет, если даже посмотреть на главные сакральные предметы иудаизма). Становится очевидно, что в своей борьбе Дэнни не готов идти ни до какого конца. У него в душе ещё осталось что-то святое. И тут всё кончается: главный герой погибает, предотвратив взрыв и таким способом искупив свои грехи.

Спор, который был начат в детстве с учителем иешивы, парень продолжал с самим собой. Не находя ответов, страдая от раздвоенности, Дэнни Балинт был готов взорваться изнутри. И это произошло с ним не только морально, но и физически в финале фильма «Фанатик».

Бескомпромиссная и бесстрашная картина Хенри Бина, бросая вызов современным идеологам гитлеризма и юдофобам, разжигает лобовую полемику и по сути является кинодиспутом. По форме — это хорошо скроенное американское кино с элементами публицистики и по-еврейски многослойным смысловым наполнением.

Оцените статью
Добавить комментарий