Поверхностный взгляд увидит простое и брутальное объяснение фильма: бойня в доме голливудского актера, море крови, яростный задор и «вишенкой на торте» – огнемет. В общем, обычный тарантиновский набор. Однако, уже к середине картины приходит осознание, что не так прост Квентин, как казалось. А концовка подытоживает гениальность режиссера.
Единого смысла фильма не существует: в «Однажды в Голливуде» переплетается несколько основных сюжетных линий. Первое, что мы видим, – настоящая дружба двух зрелых мужчин. Актёр Рик Далтон и его дублер Клифф Бут взаимодополняют друг друга как во время съемочного процесса, так и в жизни. Следующий сюжетный пласт – угасание активности «золотого века» Голливуда в лице Далтона и начало Нового Голливуда, молодого, альтернативного, дерзкого, чьими триумфаторами стали Шэрон Тейт и Роман Полански. И к сожалению, не кинематографическая выдумка, а реальная история о зверствах маньяка Чарльза Мэнсона и его «семьи» (секта, созданная самим Мэнсоном для осуществления самых изощренных убийств). Сюжетные линии соединяются в финале, поясняют смысл концовки. Тарантино снял свою субреальность со счастливым финалом, где нет места убийству беременной актрисы, старый и новый Голливуд гармонично существуют вместе, а мужская дружба только крепнет.
Смысл фильма Однажды в голливуде
Стареющий и рефлексирующий Рик Далтон 10-15 лет назад блистал в фильмах «золотого века» Голливуда. Теперь Далтон много пьёт, страдает от вынужденной работы в итальянских вестернах и мечтает о «месте под солнцем» в новом Голливуде. Его друг и дублер Клифф Бут, по слухам убивший жену, нордичен и доброжелателен даже в драках(как на съемках с Брюсом Ли). Без понимания отношений героев Ди Каприо и Питта смысл фильма будет частичным, неявным: их дружба – аллюзия отношений и событий классического блистательного Голливуда 50-ых годов, ностальгия по ушедшим великим актёрам. Рик и Клифф своим примером убеждают нас, что не все в мире кино – фальшивка, фантом. Рик и Клифф – слегка идеализированное лицо прошлого, без которого не сложился бы воодушевляющий конец картины.
Представление о трагедии, случившейся в ночь на 8 августа 1969, даёт дальнейшее объяснение фильма. Шэрон Тейт, супруга режиссёра Романа Полански, будучи на 9 месяце беременности, и её гости были в буквальном смысле растерзаны бандой Мэнсона. Подробности события и по сей день леденят кровь, поэтому опустим их.
От Тарантино ждали повтора истории или её продолжения с многоходовкой перестрелок и ироничных диалогов. Но дело приняло совсем иной оборот: героиня Марго Робби (именно она играла Тейт) остается живой и где-то в недалеком будущем счастливой матерью. На протяжении фильма Тейт наслаждается своим кинематографическим дебютом, заводит милые беседы и всячески радует глаз перехлестывающим через экран счастьем. И режиссёр нас не подводит – не даёт рухнуть счастью хрупкого нового Голливуда. «Старики» Далтон и Бут переводят гнев маньяков на себя, при этом не дают ни единого шанса «семье» Мэнсона спастись: Клифф под действием кислоты неистово расправляется с бандой с помощью своего питбуля, Далтон заживо сжигает одну из подруг Мэнсона напалмом огнемета (явная отсылка к «Бесславным ублюдкам»). Жестоко и кроваво? – Разумеется. С поправкой на обстоятельства, – зритель всецело на стороне друзей-актеров.
Что в итоге? Клифф Бут после смертельной схватки госпитализирован с ножевым ранением. Мужественность и верность раненого Клиффа будто снимает с него клеймо женоубийцы. Рик Далтон с женой-итальянкой остаются целы и невредимы. Шум и полицейские сирены наконец-то привлекают внимание компании Шэрон. Далтон и Тейт знакомятся только в самом финале. Актриса не знает, что за пару часов до этого её жизнь была под угрозой, впереди у Тейт взлёт карьеры, новые роли, успех. А угасающая слава звезды 50-ых Далтона может сделать новый виток в новой режиссерской работе Полански.
Лихо закрученный финал уводит нас в параллельную реальность, где Шэрон выжила, а злодеи наказаны. Смысл концовки визуализируется после титров и надписи «the end».
Смысл концовки Однажды в голливуде
Жизнь не переписывается с черновиков набело: будут ошибки, «двойки», кляксы. Изорванный в далёком 1969 лист жизни Шэрон Тейт сделал новый виток и переродился сценарием «Однажды в Голливуде» 50 лет спустя. Придуманные персонажи Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта, олицетворяющие старую школу американского кино, спасают молодой Голливуд в лице Тейт. Финальная встреча Рика и Шэрон в доме Полански-Тейт символична: слияние эпох, переход одной великой вехи кино в другую, не менее значимую и глубинную.
Квентин рискнул, переписав историю по-своему – дерзко, с задором, как умеет делать только он. Девятый фильм Тарантино при всей жёсткости и циничности не оставляет «тяжёлого» сердца. Проникновенный и мудрый гений дарит зрителю чудесную сказку, к которой мы все так или иначе стремимся.