Сейчас мы понимаем, что фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» открыл новую эпоху в кино. Тогда, на фестивале в Каннах, Никита Михалков смертельно обиделся на «интриганку Катрин Денев», которая не поняла высокой духовности его «Урги» и, как глава жюри, присудила премию какому-то там американскому боевику со «стрелялками».
Теперь мы знаем, что это не боевик «со стрелялками», а роскошный постмодернистский фильм со смыслом, который вовсе не так прост, как это кажется Михалкову.
Итак, в чем смысл этого фильма и есть ли он вообще? Либо причина популярности картины в смешных глуповатых диалогах, кровавых сценах и кроваво-черном юморе?
Во-первых, фильм поразил всех нелинейным повествованием – это собрание нескольких историй, герои которых неожиданно пересекаются в разных эпизодах. Как говорил сам Тарантино, у хорошей истории непременно должна быть завязка, кульминация и развязка, но необязательно в прямой последовательности. Как сказал, так и сделал.
Новый американский постмодернизм — дикий и симпатичный
Главное, что мы должны понять – этот фильм вывел на новый уровень не только кинематограф, но и тот самый постмодернизм, в котором мы так давно живем. Только Тарантино сделал не вымученный, анемичный европейский постмодернизм, а веселый и свирепый американский, полный жизни, жестокого смеха и даже мужской энергии.
![Джолс и Винс целятся из пистолета](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1053,h_720/https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2019/09/935a9b320ea695a70740180897a58882.jpg)
Существуя в постмодернизме, искусство обречено повторяться, иронизировать, цитировать и оглядываться на предшественников. Художник живет с ощущением интеллектуального избытка, и недостатка первобытной творческой силы – наивной и сокрушительной. Ведь все уже было, все уже сказано! Вот почему постмодернисты так любят иронические ссылки на знаменитые произведения прошлого.
Тарантино занят тем же самым – он иронизирует, все время отсылает нас к знаменитым образцам американского кино, комиксам и мультикам. В «Чтиве» есть сцены из хичкоковского «Психо», сериала «Флинстоуны» и еще множества классических боевиков 60-х и 70-х годов, которые Тарантино смотрел в юности, когда работал в видеопрокате.
![Главный герои в крови](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1280,h_720/https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2019/09/8d95ebeba80c0acdb35e15e8b369cf28.jpeg)
Тарантино цитирует, но так ярко, так весело, что ни о какой утрате творческой энергии речи не идет. Она бурлит в его фильмах, поскольку режиссер никогда не расстается с традициями вестерна, криминального боевика.
Неслучайно появление в фильме на одной их главных ролей Брюса Уиллиса. Мы же помним, кто такой Уиллис? Это же «крепкий орешек», за ним целый пласт сюжетов и мощнейший архетип американского кино.
![Постер к фильму Криминальное чтиво](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1280,h_720/https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2019/09/e5a228aec36e2c6594e3b8b6cd66583d.jpg)
Однако, как и положено постмодернисту, используя традицию, режиссер ее разрушает. Он берет все самые заезженные ходы и сюжеты. Сначала вдыхает в них новую жизнь, а потом выворачивает наизнанку, как бы ставя точку. После него остается выжженное поле, никто уже не снимет просто добротный криминальный боевик – публика и критики будут всегда немного усмехаться, вспоминая «Криминальное чтиво».
Еще одна фирменная манера Тарантино – его диалоги. Современный театр давно уже освоил вербатим, необработанную, колоритную разговорную речь, как мощный художественный элемент.
![Джолс и Винс разговаривают в машине](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1280,h_720/https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2019/09/maxresdefault-1-2.jpg)
Тарантино наслаждается «пацанскими диалогами», вроде бы бессмысленными, но со своими законами «риторики». Да, это пустая болтовня, но сколько в ней стиля! Кстати, диалоги у него нужны вовсе не для того, чтобы развивать сюжет – тут он, как сценарист, нарушает все каноны.
Именно Тарантино ввел в моду «роскошное сквернословие», от которого теперь так трудно отказаться продвинутым интеллектуалам – они сейчас матерятся шибче любого слесаря. Поклонники насчитали, что в «Криминальном чтиве» произнесено 429 ругательств, и самых отборных.
Насилие в тарантиновском кино всегда используется, как элемент повествования, как увлекательная игра. Крови так много, что принимать ее всерьез нельзя, это просто смешно.
«Божественный» финал фильма
![Джолс целиться в грабителя](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1280,h_384/https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2019/09/1_frswqlduzgullhyard3tba.jpeg)
Если вы все же хотите докопаться до самого глубокого, настоящего, серьезного смысла, и вас не устраивает мысль о всеобщей взаимосвязи и причудливых поворотах судьбы, то вот вам еще одна…
Некоторые всерьез утверждают, что в этом фильме Тарантино говорит о Законе Божьем. О том, что Джулс, цитировавший Библию, сумел выйти из грязной игры, разглядев перст Господень в одной из сцен, выбрал верный путь, а Винс погряз в пороке, и очень глупо погиб.
Но и тут мы вынуждены вас разочаровать – усмешка постмодернизма кроется в том, что на самом деле Джулс цитирует не Библию, а совершенно выдуманные, написанные сценаристом слова – нет их в книге пророка Иезекииля.
![Джулс сидит в кафе и пьет алкашку](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1280,h_540/https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2019/09/pulp-fiction-701.jpg)
Из всех глубоких, истинных, тайных и явных смыслов «Криминального чтива» остался только один – роскошная игра в кино.
На этом наш разбор смысла фильма «Криминальное чтиво» подошел к концу. А что вы думаете по поводу этого легендарного кино? Поделись своими мыслями в комментариях!