Смысл фильма «Зеленый слоник» Светланы Басковой: Поехавший, Братишкин, божественная еда и глубокий подтекст

смысл фильма зеленый слоник Смысл фильма

«Зеленый слоник» — это фильм 1999 года режиссера Светланы Басковой и продюсера Олега Мавротти. Фильм после выхода вызвал неоднозначную реакцию (даже сами актеры по-разному смотрят на этот проект).

Так что мы сегодня поговорим кратко о персонажах, смысле фильма «Зеленый слоник», и посыле, который вкладывали создатели в свое творение.

Неоднозначность и новизна

Сергей Пахомов (играет Поехавшего) высоко оценивает работу в таком проекте, считая, что подобных работ очень мало. Владимир Епифанцев (играет Братишку), напротив, признается в интервью, что снялся в фильме лишь по просьбе Светланы Басковой, так сказать по-дружески, и сейчас смотреть это кино ему стыдно и неловко.

Пахомов в роли Поехавшего в позе
Фото: gamebomb.ru

Создатели фильма, в основном, положительно относятся к своей работе, хотя и признаются, что были некоторые трудности. Например, в том, чтобы убедить актеров сыграть те или иные сцены. В картину почти не было вложено денег, но именно такие дешевые декорации подошли идеально для сюжета и посыла фильма.

Светлана Баскова говорит, что это антимилитаристская притча, направленная против событий, происходивших в Чечне, и этим фильмом хотелось привлечь внимание общественности. Несомненно это у создателей получилось. Однако не сразу критики и зрители смогли оценить картину, смотреть многие кадры непросто, а после просмотра остаются некоторые вопросы к сюжету.

Название фильма, согласно толкованию режиссера, произошло от другого арт-хаусного кино под названием «Розовый фламинго». Эта картина также имеет много вызывающих сцен, она яркая, кричащая и мало понятная зрителям.

Смысл фильма

Баскова говорит, что ее фильм — это некий протест против насилия, войн и милитаризма в целом. Человек должен быть свободен в мире, в выборе своих действий и мыслей.

Поехавший разговаривает с Братишкиным
Фото: irecommend.ru

Может, фильм и является апогеем этой свободы? Герои наконец избавляются от влияние силовых структур, просто убивают капитана, и оказываются в свободном плавании. Правда, это свобода мысли и поведения у одного из героев, у Поехавшего, проявляется еще раньше.

В таком интерпретации Поехавший едва ли не пророк, призывающий следовать за ним и вести себя свободно от жестокого, морального мира.

Возможно, герои, напротив, символизирует общество, которое под влиянием военного насилия, попадает в стадию морального разложения, то есть это антиутопическая картина будущего, которое может ожидать нас, если устройство мира не поменяется.

Поехавший курит и думать о вечном
Фото: YouTube

Также Светлана Баскова отмечала в описании к фильму, что герои олицетворяют самые лучшие человеческие качества.

Поехавший — это образец мужской дружбы, понимания, немного наивности и доверчивости, открытости людям и миру. Такая интерпретация кажется слегка не совпадающей с общим впечатлением о фильме, однако картина все же отнесена к высшему искусству, а ее автор лучше знает, какой посыл вкладывался изначально. Другой вопрос — был ли достигнут этот посыл?

Поехавший курит при Братишкине
Фото: film.ru

Хотя у фильма был сценарий, актеры заранее не репетировали, и многие диалоги, вошедшие в финальный вариант, были импровизацией. Получается, что каждый участник картины внес что-то индивидуальное, а потому смысл фильма может быть передан слегка искаженно, чем было задумано изначально.

Метафора на современный мир

Есть мнение, что фильм стоит воспринимать, как большую метафору на современный мир. Каждый герой — это отдельный социальный слой.

Братишка — человек простой, слегка грубый и не способный взять на веру что-то новое, Поехавший в таком ключе имеет слегка ироничное имя. Этот герой представляет некоего революционера, человека новых взглядов, готового бороться и с властью, и силовыми структурами.

Значит, «сладкий хлебушек» на самом деле сладок, только Братишка не видит этого, боится, и потому для него блюдо, предложенное Поехавшим — это фекалии.

Поехавший предлагает покушать Братишкину
Фото: YouTube

Рассматривая историю с такой точки зрения, концовка фильма весьма логична. Революционер пытается донести до окружающих необходимость меняться, бороться с милитаризмом и насилием, он ищет нестандартные пути общения — постоять журавлем, например.

Поехавший учит Братишкина позам
Фото: catherineasquithgallery.com

Однако окружающие не готовы принимать его веру в светлое будущее. В ответ герой получает лишь насилие и оскорбления. Людям старой веры нет места в новом мире, поэтому борец с системой уничтожает их. Не своими руками, конечно, они сами ставят себя в такие условия, и спокойно засыпает в конце, уверенный, что свою миссию выполнил хорошо.

Назвать фильм классикой жанра не получится, потому что в истории русского кинематографа он пока единственный. Однако спустя 20 лет «Зеленый слоник» продолжают смотреть новые поколения, а потом обсуждать и спорить. Значит, что-то в этой истории есть.

Поехавший будит Братишкина
Фото: daily.afisha.ru

Говоря же в общем, смысл фильма «Зеленый слоник» в выставлении наружу пороков общества, в котором сила и власть решают слишком многое.

На этом наш разбор подошел к концу. Напишите в комментариях свой смысл фильма и финала «Зеленого слоника», нам будет интересно почитать альтернативное мнение. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч!

Оцените статью
Добавить комментарий