Главный герой фильма, Сергей, находится на пороге сорокалетия. Он переживает кризис среднего возраста. Жизнь ему кажется запутанной, бессмысленной и непонятной. У героя есть жена и дочка, молодая красивая любовница, а также коллега по работе, влюбленная в него и помогающая финансово. И работа архитектором в бюро. Но он не ценит то, что имеет.
В фильме показаны два дня перед днем рождения главного героя и собственно его юбилей. Вероятно, все остальные дни своей жизни герой проживает примерно также: попадает в нелепые ситуации, обманывает, врет и мечется из стороны в сторону.
Сергей очень тоскует по матери, но не может (или не хочет) навестить ее, пытается написать ей письмо, но не получается: мучается, комкает листы бумаги. За этим занятием его застает жена, с которой он ссорится. На работе врет, отпрашивается, чтоб увидеться с любовницей. В итоге, жена застает героя в машине с любовницей, происходит скандал, супруга забирает у Сергея ключи.
Далее Сергей пытается поехать к матери, но волею случая оказывается избитым и выброшенным из поезда, работница железнодорожной станции жалеет его и помогает добраться до дома. Но Сергея не пускает домой обиженная жена, поэтому он приходит с бутылкой к своему начальнику и другу, они засиживаются за разговорами до поздней ночи.
Юбилей Сергея весь коллектив решает отметить на природе. Люди веселятся, выпивают, танцуют, общаются. Сергей ревнует любовницу Алису (которая тоже приехала на праздник) к ее новому знакомому и делает вид, что бросился с качелей в реку ( на улице — поздняя осень). Коллеги напуганы, бегут на помощь, но оказывается, что Сергей пошутил — он выходит из-за дерева, живой-здоровый. Обиженные гости быстро расходятся, а главный герой сворачивается калачиком в стоге сена, одинокий и несчастный.
Характеристика главного героя
Кризис среднего возраста главного героя показан в фильме очень явно: Сергей, почти дожив до 40 лет, мечется, сомневается в себе и окружающих, обесценивает для себя все то, что ранее было нажито им: семью, знакомых женщин, коллег, друзей. Герой словно бунтует (взрослый мужчина бунтует словно подросток) против окружающей его серости и обыденности. Решения его спонтанны, он словно потерял голову. Поэтому и попадает в сомнительные истории в течении фильма.
Сергей эгоистичен, его беспокоят только собственные чувства, собственный кризис. Чувства людей, которых он обманывает или использует в своих целях, его не волнуют. Он не переживает, что предал жену и дочь, что разочаровал начальника и обидел коллег. Не хочет нести ответственность за свою жизнь, за семью, за работу. И неизвестно, кризис ли это сорока лет или мужчина всегда был таким.
Почему фильм назван «Полеты во сне и наяву»?
Фильм назвали так из-за того, что главному герою очень хотелось «летать». Не в буквальном смысле. Сергей хотел взлететь над обыденностью, над людьми, которые живут так, как должны жить. Кульминацией фильма становится полет героя с тарзанки в реку. И становится понятно, что его романтические «полеты» — не более, чем иллюзия и попытка оправдать свой эгоизм, ложь и непонятные поступки.
Смысл фильма
У фильма «Полеты во сне и наяву» глубокий смысл. Здесь показано противостояние одного человека, у которого настроение, поведение, идеи и мечты отличаются от других, к общей массе людей. Но в этом фильме противостояние показано не совсем традиционно. Масса людей здесь изображена достаточно неплохо с моральной точки зрения (так в СССР жили практически все люди), а вот сам герой — скорее, с отрицательной стороны. Сергей не доволен прожитой жизнью, но он не стремиться изменить ее к лучшему, напротив, своими действиями он разрушает и себя, и окружающих, вносит бессмысленный хаос и суету в свою жизнь. И мы видим, как постепенно даже самые терпеливые и доброжелательно настроенные люди от него отворачиваются. Сергей в конце фильма остается один, из дома его выгнала жена, ранее любящие женщины от него отвернулись, не осталось друзей, работы (он успел уволиться). Не осталось ничего, поле, он и стог сена.
Фильм учит тому, что надо нести ответственность за свои поступки. Даже кризис среднего возраста рано или поздно перестал быть оправданием поступкам, которые совершал Сергей.
Вот и приехали… Тут все лживые , коллеги и жена которая родила от другого . Сергей запутался в этой лжи , делает попытки выйти на честность , коллеги игнорируют это. Сергей понимает что живёт не своей жизнью , чужой, долг перед семьёй и чувство вины не дают ему оторваться и улететь . Попытки убежать , уехать в детство к матери где он был счастлив и беззаботен, он пытается но понимает что это невозможно. Герой фильма до конца не осознаёт что он одинок в этой жизни , что нет того человека который бы его понял , работы в которой он бы был счастлив, и вот он плачет в стоге сена и осознаёт это.
Продолжение.
Словно сбросив старую жизнь как не нужные лохмотья , наш герой строит по кирпичику свою новую жизнь, без обманов и лицемерия., он съезжает в съёмную квартиру, увольняется с работы. Находит работу по душе, пишет письмо маме, благодарит её за детство и наконец приезжает погостить.