Главный герой фильма, Сергей, находится на пороге сорокалетия. Он переживает кризис среднего возраста. Жизнь ему кажется запутанной, бессмысленной и непонятной. У героя есть жена и дочка, молодая красивая любовница, а также коллега по работе, влюбленная в него и помогающая финансово. И работа архитектором в бюро. Но он не ценит то, что имеет.
В фильме показаны два дня перед днем рождения главного героя и собственно его юбилей. Вероятно, все остальные дни своей жизни герой проживает примерно также: попадает в нелепые ситуации, обманывает, врет и мечется из стороны в сторону.
Сергей очень тоскует по матери, но не может (или не хочет) навестить ее, пытается написать ей письмо, но не получается: мучается, комкает листы бумаги. За этим занятием его застает жена, с которой он ссорится. На работе врет, отпрашивается, чтоб увидеться с любовницей. В итоге, жена застает героя в машине с любовницей, происходит скандал, супруга забирает у Сергея ключи.
Далее Сергей пытается поехать к матери, но волею случая оказывается избитым и выброшенным из поезда, работница железнодорожной станции жалеет его и помогает добраться до дома. Но Сергея не пускает домой обиженная жена, поэтому он приходит с бутылкой к своему начальнику и другу, они засиживаются за разговорами до поздней ночи.
Юбилей Сергея весь коллектив решает отметить на природе. Люди веселятся, выпивают, танцуют, общаются. Сергей ревнует любовницу Алису (которая тоже приехала на праздник) к ее новому знакомому и делает вид, что бросился с качелей в реку ( на улице — поздняя осень). Коллеги напуганы, бегут на помощь, но оказывается, что Сергей пошутил — он выходит из-за дерева, живой-здоровый. Обиженные гости быстро расходятся, а главный герой сворачивается калачиком в стоге сена, одинокий и несчастный.
Характеристика главного героя
Кризис среднего возраста главного героя показан в фильме очень явно: Сергей, почти дожив до 40 лет, мечется, сомневается в себе и окружающих, обесценивает для себя все то, что ранее было нажито им: семью, знакомых женщин, коллег, друзей. Герой словно бунтует (взрослый мужчина бунтует словно подросток) против окружающей его серости и обыденности. Решения его спонтанны, он словно потерял голову. Поэтому и попадает в сомнительные истории в течении фильма.
Сергей эгоистичен, его беспокоят только собственные чувства, собственный кризис. Чувства людей, которых он обманывает или использует в своих целях, его не волнуют. Он не переживает, что предал жену и дочь, что разочаровал начальника и обидел коллег. Не хочет нести ответственность за свою жизнь, за семью, за работу. И неизвестно, кризис ли это сорока лет или мужчина всегда был таким.
Почему фильм назван «Полеты во сне и наяву»?
Фильм назвали так из-за того, что главному герою очень хотелось «летать». Не в буквальном смысле. Сергей хотел взлететь над обыденностью, над людьми, которые живут так, как должны жить. Кульминацией фильма становится полет героя с тарзанки в реку. И становится понятно, что его романтические «полеты» — не более, чем иллюзия и попытка оправдать свой эгоизм, ложь и непонятные поступки.
Смысл фильма
У фильма «Полеты во сне и наяву» глубокий смысл. Здесь показано противостояние одного человека, у которого настроение, поведение, идеи и мечты отличаются от других, к общей массе людей. Но в этом фильме противостояние показано не совсем традиционно. Масса людей здесь изображена достаточно неплохо с моральной точки зрения (так в СССР жили практически все люди), а вот сам герой — скорее, с отрицательной стороны. Сергей не доволен прожитой жизнью, но он не стремиться изменить ее к лучшему, напротив, своими действиями он разрушает и себя, и окружающих, вносит бессмысленный хаос и суету в свою жизнь. И мы видим, как постепенно даже самые терпеливые и доброжелательно настроенные люди от него отворачиваются. Сергей в конце фильма остается один, из дома его выгнала жена, ранее любящие женщины от него отвернулись, не осталось друзей, работы (он успел уволиться). Не осталось ничего, поле, он и стог сена.
Фильм учит тому, что надо нести ответственность за свои поступки. Даже кризис среднего возраста рано или поздно перестал быть оправданием поступкам, которые совершал Сергей.
Вот и приехали… Тут все лживые , коллеги и жена которая родила от другого . Сергей запутался в этой лжи , делает попытки выйти на честность , коллеги игнорируют это. Сергей понимает что живёт не своей жизнью , чужой, долг перед семьёй и чувство вины не дают ему оторваться и улететь . Попытки убежать , уехать в детство к матери где он был счастлив и беззаботен, он пытается но понимает что это невозможно. Герой фильма до конца не осознаёт что он одинок в этой жизни , что нет того человека который бы его понял , работы в которой он бы был счастлив, и вот он плачет в стоге сена и осознаёт это.
Продолжение.
Словно сбросив старую жизнь как не нужные лохмотья , наш герой строит по кирпичику свою новую жизнь, без обманов и лицемерия., он съезжает в съёмную квартиру, увольняется с работы. Находит работу по душе, пишет письмо маме, благодарит её за детство и наконец приезжает погостить.
Я этот фильм никогда не любила. Из всех мне нравилась всегда только Алиса, молодая, беззаботная и счастливая. Парень которому исполняется 40 лет оказывается придурком, эгоистом и козлом как и большинство мужчин. Откровенно говоря Янковский всегда играл каких то ненормальных, наверно это претензия на показ себя нестандартной личностью, вне времени. Но вот сегодня после выпитого шампанского, фильм стал более понятен. Дело в том что героя достали все и вся его жизнь, хочется сбежать туда где никто его не знает, может к морю. Творить что хочется а не то что надо. Матери о которой говорят часто но её нет не случайно, скорее всего она уже умерла. А герой так к ней и не доехал. Только мечтает что где то ещё есть у него мать и до сих пор его ждёт, в маленьком домике.
То, что главному герою ‘плоховато к 40, говорит о том, что вся его жизнь сформировалась легко и без особых усилий. Поэтому нет ценности к достижениям. Виновато государство, устроило достаточно простую и стабильную жизнь гражданам, которые не вызрели до старости в мудрых людей под напором обстоятельств. Что мы получили в массе от старшего поколения, злость, глупость, безмудрие. Это не относится к людям, которым удалось обрести мудрость, но их единицы.
Собственно от простоты и недалекости все мучения. Прокинул пачку женщин, включая дочь, ни одной не смог дать внимание, заботу, любовь как мужчина несостоятелен.
Как специалист скорее всего так же не эффективен. Таких Система списывает в 40 не выполняющих свои задачи.