В чем смысл фильма «Полеты во сне и наяву»?

В чем смысл фильма "Полеты во сне и наяву"? Смысл фильма

Главный герой фильма, Сергей, находится на пороге сорокалетия. Он переживает кризис среднего возраста. Жизнь ему кажется запутанной, бессмысленной и непонятной. У героя есть жена и дочка, молодая красивая любовница, а также коллега по работе, влюбленная в него и помогающая финансово. И работа архитектором в бюро. Но он не ценит то, что имеет.

В фильме показаны два дня перед днем рождения главного героя и собственно его юбилей. Вероятно, все остальные дни своей жизни герой проживает примерно также: попадает в нелепые ситуации, обманывает, врет и мечется из стороны в сторону.

Сергей очень тоскует по матери, но не может (или не хочет) навестить ее, пытается написать ей письмо, но не получается: мучается, комкает листы бумаги. За этим занятием его застает жена, с которой он ссорится. На работе врет, отпрашивается, чтоб увидеться с любовницей. В итоге, жена застает героя в машине с любовницей, происходит скандал, супруга забирает у Сергея ключи.

Далее Сергей пытается поехать к матери, но волею случая оказывается избитым и выброшенным из поезда, работница железнодорожной станции жалеет его и помогает добраться до дома. Но Сергея не пускает домой обиженная жена, поэтому он приходит с бутылкой к своему начальнику и другу, они засиживаются за разговорами до поздней ночи.

Юбилей Сергея весь коллектив решает отметить на природе. Люди веселятся, выпивают, танцуют, общаются. Сергей ревнует любовницу Алису (которая тоже приехала на праздник) к ее новому знакомому и делает вид, что бросился с качелей в реку ( на улице — поздняя осень). Коллеги напуганы, бегут на помощь, но оказывается, что Сергей пошутил — он выходит из-за дерева, живой-здоровый. Обиженные гости быстро расходятся, а главный герой сворачивается калачиком в стоге сена, одинокий и несчастный.

Характеристика главного героя

Кризис среднего возраста главного героя показан в фильме очень явно: Сергей, почти дожив до 40 лет, мечется, сомневается в себе и окружающих, обесценивает для себя все то, что ранее было нажито им: семью, знакомых женщин, коллег, друзей. Герой словно бунтует (взрослый мужчина бунтует словно подросток) против окружающей его серости и обыденности. Решения его спонтанны, он словно потерял голову. Поэтому и попадает в сомнительные истории в течении фильма.

Сергей эгоистичен, его беспокоят только собственные чувства, собственный кризис. Чувства людей, которых он обманывает или использует в своих целях, его не волнуют. Он не переживает, что предал жену и дочь, что разочаровал начальника и обидел коллег. Не хочет нести ответственность за свою жизнь, за семью, за работу. И неизвестно, кризис ли это сорока лет или мужчина всегда был таким.

Почему фильм назван «Полеты во сне и наяву»?

Фильм назвали так из-за того, что главному герою очень хотелось «летать». Не в буквальном смысле. Сергей хотел взлететь над обыденностью, над людьми, которые живут так, как должны жить. Кульминацией фильма становится полет героя с тарзанки в реку. И становится понятно, что его романтические «полеты» — не более, чем иллюзия и попытка оправдать свой эгоизм, ложь и непонятные поступки.

Смысл фильма

У фильма «Полеты во сне и наяву» глубокий смысл. Здесь показано противостояние одного человека, у которого настроение, поведение, идеи и мечты отличаются от других, к общей массе людей. Но в этом фильме противостояние показано не совсем традиционно. Масса людей здесь изображена достаточно неплохо с моральной точки зрения (так в СССР жили практически все люди), а вот сам герой — скорее, с отрицательной стороны. Сергей не доволен прожитой жизнью, но он не стремиться изменить ее к лучшему, напротив, своими действиями он разрушает и себя, и окружающих, вносит бессмысленный хаос и суету в свою жизнь. И мы видим, как постепенно даже самые терпеливые и доброжелательно настроенные люди от него отворачиваются. Сергей в конце фильма остается один, из дома его выгнала жена, ранее любящие женщины от него отвернулись, не осталось друзей, работы (он успел уволиться). Не осталось ничего, поле, он и стог сена.

Фильм учит тому, что надо нести ответственность за свои поступки. Даже кризис среднего возраста рано или поздно перестал быть оправданием поступкам, которые совершал Сергей.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Андрей

    Вот и приехали… Тут все лживые , коллеги и жена которая родила от другого . Сергей запутался в этой лжи , делает попытки выйти на честность , коллеги игнорируют это. Сергей понимает что живёт не своей жизнью , чужой, долг перед семьёй и чувство вины не дают ему оторваться и улететь . Попытки убежать , уехать в детство к матери где он был счастлив и беззаботен, он пытается но понимает что это невозможно. Герой фильма до конца не осознаёт что он одинок в этой жизни , что нет того человека который бы его понял , работы в которой он бы был счастлив, и вот он плачет в стоге сена и осознаёт это.

    Продолжение.
    Словно сбросив старую жизнь как не нужные лохмотья , наш герой строит по кирпичику свою новую жизнь, без обманов и лицемерия., он съезжает в съёмную квартиру, увольняется с работы. Находит работу по душе, пишет письмо маме, благодарит её за детство и наконец приезжает погостить.

    Ответить
  2. Аделина

    Я этот фильм никогда не любила. Из всех мне нравилась всегда только Алиса, молодая, беззаботная и счастливая. Парень которому исполняется 40 лет оказывается придурком, эгоистом и козлом как и большинство мужчин. Откровенно говоря Янковский всегда играл каких то ненормальных, наверно это претензия на показ себя нестандартной личностью, вне времени. Но вот сегодня после выпитого шампанского, фильм стал более понятен. Дело в том что героя достали все и вся его жизнь, хочется сбежать туда где никто его не знает, может к морю. Творить что хочется а не то что надо. Матери о которой говорят часто но её нет не случайно, скорее всего она уже умерла. А герой так к ней и не доехал. Только мечтает что где то ещё есть у него мать и до сих пор его ждёт, в маленьком домике.

    Ответить
  3. Анастасия

    То, что главному герою ‘плоховато к 40, говорит о том, что вся его жизнь сформировалась легко и без особых усилий. Поэтому нет ценности к достижениям. Виновато государство, устроило достаточно простую и стабильную жизнь гражданам, которые не вызрели до старости в мудрых людей под напором обстоятельств. Что мы получили в массе от старшего поколения, злость, глупость, безмудрие. Это не относится к людям, которым удалось обрести мудрость, но их единицы.
    Собственно от простоты и недалекости все мучения. Прокинул пачку женщин, включая дочь, ни одной не смог дать внимание, заботу, любовь как мужчина несостоятелен.
    Как специалист скорее всего так же не эффективен. Таких Система списывает в 40 не выполняющих свои задачи.

    Ответить
  4. Александр

    На мой взгляд фильм, о том, что подводя черту главный герой понимает, что не создал семью, не сможет воспитать дочь, с любовницей тоже не сложилось. На работе аврал, друзей нет, с матерью недопонимание (раз слов подобрать не может).
    Он непутёвый не у дел.
    Понимая все это, он капризничает как ребенок, пытаясь найти смысл жизни.
    В конце он разыгрывает свое падение, наблюдая будет ли кто-то переживать о его утрате?
    Нужен ли он кому-то?
    Фильм о кризисе среднего возраста.
    Мораль такова…
    Чтобы не было мучительно больно в 40, заводите семью, воспитывает детей, работайте, дружите с коллективом, общайтесь с родителями.
    Ну а любовница вам не нужна. Рано или поздно уйдет к молодому.

    Ответить
  5. anton

    Насчёт именно антисоветского подтекста,то этот подтекст раскидан,словно бисер,в очень многих фильмах ,начиная пожалуй с 60-х годов.Причем фильмы могут быть вполне известны,как и их создатели. Начиная с 60-х годов,в советской правящей партноменклатуре уже явно обозначилось антисоветское течение,стремившееся к демонтажу советского проекта,в союзе с внешним противником.После событий «пражской весны» 68-го года,это антисоветское крыло активизируется.И горбачевско-яковлевская перестройка пришла,что называется,на подготовленную почву.
    Всё это нашло свое отражение и в советском кинематографе(ведь по известному выражению Ильича,кино является самым важным искусством для масс).
    Например,по моему глубокому убеждению,своеобразными киношедеврами,наполненные глубоким антисоветским смыслом,являются фильмы А.Тарковского.
    Мне даже кажется,что все остальные советские кинорежиссёры как бы «равнялись на Тарковского» в смысле антисоветского «эзопова языка». Почти вся кино- и театральная богема Москвы, Ленинграда прямо таки с энтузиазмом восприняли антисоветскую революцию 1985-91годов. Тут и спорить даже не о чем..

    Ответить
  6. Виктор

    Я испытал похожую ситуацию после окончания архитектурного факультета , когда работал в депрессивной конторке, которая напоминала ту в которой работал Сергей. Окружающая среда советского соцреализма привела меня в настоящую депрессию. Я увольнялся с одного места работы и устраивался на другое ища какого то укрытия от этой системы. Счастлив был , что у меня были единомышленники среди друзей и коллег. Начал самостоятельно изучать английский язык, слушал Радио Голос Америки, чтобы адаптировать язык на слух и позже бросил работу по специальности и стал переводчиком с английского в моем городе для миссонерских групп, в основном из Америки и Англии.. Благодаря этому занятию посчастливилось много путешествовать по многим цивилизованным странам.
    Я думаю, что Сергей был незаурядной личностью и осознавал, что он живет в советском зоопарке, где он получал 120 рублей в месяц и не больше. Дело даже не в деньгах а в ощущении, что он чужой на этом советском празднике жизни.

    Ответить
  7. Виктор

    Сергей потерял смысл жизни. Если это начало 90-х годов, то это характерно для того периода — духовный кризис. Сергей скорее всего устал от суровой советской действительности , хотелось чего-то нового в жизни. Тем более, что он архитектор и мыслил не так, как все в этом застойном мире советского общества. Короче , Сергей впал в депрессию и начал совершать все эти бессмысленные , спонтанные поступки в поисках выхода из нее — нашел себе девочку, которая почти в дочери ему годится.
    Самое главное, Сергею необходимо было взять себя в руки и продолжать заботиться о своей семье — дочьке , жене. Это свято перед Богом. Было бы хорошо уехать вместе куда-нибудь в другую страну , в Италию, например, или Португалию. Короче, вырваться из этого советского депресняка в другой мир, где другая архитектура, быт, другой менталитет людей….

    Ответить