В чем заключается скрытый смысл фильма «Советник»

В чем заключается скрытый смысл фильма «Советник» Смысл фильма

Американский фильм «Советник» (2013) часто критикуют, так как не видят в нем того, что ожидают увидеть: крепкую гангстерскую драму или крутой боевик. Поэтому на кинорассказ режиссера Ридли Скотта про наркомафию и юридические интриги навешивают ярлык «фильма-недоразумения». На самом деле у работы по сценарию Кормака Маккарти особый жанр – философский триллер. А происходящее на экране надо воспринимать с учетом отличительной особенности фильма – метафоричности. Тогда становится очевидной моральная подоплека истории об адвокате Советнике, который никому ничего не посоветовал и не прислушался к советам других.

Главную мысль фильма практически дословно озвучивают два персонажа: наркодиллер Райнер и его подельник Уэстрэй. В разговорах в Советником они предостерегают техасского чужака-чистюлю об опасности вмешательства в грязные дела мексиканского картеля. Мафиозный поклонник поэзии Мачадо произносит тираду о выбираемых человеком путях-дорогах и неотвратимости расплаты. А местный «решальщик» пафосно заявляет: «Нельзя жить в этом мире и не быть его частью». В философских высказываниях и в диалогах-полузагадках об этом же говорят и влиятельная клиентка адвоката Рут, и старый лукавый еврей-ювелир, и главная ганста-мерзавка Малкина.

Если строго следовать сюжетной канве, то создается впечатление, что авторы два часа вбивают в голову американских обывателей: «Латиносы ужасны, а русские злодейки опасны». Фильм изобилует смачно выполненными актами насилия, беспрецедентным «мочиловом», сценами секса с резкими немотивированными отклонениями, описаниями омерзительных способов убийства. Но зрителю, который понимает вторичность сюжета и видит смещение нарративных акцентов, открывается глубокий драматизм киноленты. На экране – современное прочтение старой и всем известной мудрости: «Невозможно залезть в грязь и остаться при этом всему в белом».

В фильме смешиваются христианские каноны о неизбежности возмездия и стоические идеи античности о бесстрашном приятии своей судьбы. В сюжете присутствует этакая фишка «универсальной недосказанности». Весь хронометраж пронизан понятиями «товар», «сделка», «дело», «эти люди» и так далее. При этом мало конкретики о самой афере, в которой участвует законник из Техаса. В отсутствии у главного персонажа имени – тоже определенный авторский умысел. Безымянного адвоката называют Советник. Отвлеченным является и образ наркобарона – Шефа. Тем самым зрителю показывают, что суть «дела» не важна, а на месте участников может оказаться кто угодно. Имеет значение только «психология» ситуации: последствия, и то, как человек будет их воспринимать.

Сюжет истории очень прост. Адвокат, ведомый помноженной на тупость жадностью, решает не ограничиваться процентами за верную службу мафии. Он входит в «дело». Наркобизнес поможет Советнику расплатиться с долгами и надолго обеспечить себя и роскошную испанскую красавицу Лауру. Самоуверенного американца ничуть не пугает, что он попал в инородную среду культа санта муэрте и в царство непредсказуемого беспредела. Роковой ошибкой для него оборачивается то, что в западной этике считается добродетелью – освобождение сына Рут.

Первая же операция картеля с участием Советника заканчивается катастрофическим провалом. При транспортировке «товара» из Мексики в США грузовик исчез. Мафия теряет три бочки с упрятанными в них упаковками кокаина стоимостью 20 млн долларов. По бандитским законам следует наказание всех причастных – жестокое и незамедлительное, без каких-либо разбирательств или жалости. Райнер погиб, Уэстрэй убит, Лаура похищена. Незадачливый наркобизнесмен мечется в поисках любимой. Шеф утверждает, что ничего о ней не знает. И дает Советнику циничный совет – жить с выбором, который тот сделал. Бандит будто является Сенекой, говорящим о том, что судьба ведет только тех, кто согласен – тех, кто не согласен, она тащит.

Еле живой адвокат возвращается в Мексику. На пороге гостничного номера его ждет конверт с испанской надписью Hola. Это диск с «приветом» от мафии в виде снафф-видео с Лаурой. Советник терпит окончательный крах – он не только лишился заработка, но и потерял все, что было в его жизни. Как иллюстрация известного «что имеем – не храним…» – кричаще театральная постельная сцена в начале фильма. Влюбленный Советник предается чувственным играм с невестой в белоснежных простынях. Кипельно белые гардины на окне приятно скрывают мрачный пустынный пейзаж и шоссе, по которому на безумной скорости мчится мотоциклист. Показан маленький личный рай главного героя, к которому он стремится. Но мечты контрастируют с жестокими реалиями внешнего мира. Подтверждает неизбежность расплаты за обретенное «счастье» жуткая сцена гибели байкера по кличке Зелёный Шершень, которую демонстрируют в эпизоде угона грузовика с наркотиками.

The Counselor – это криминальная притча об успешном и благополучном, но алчном Советнике, которого жажда наживы ослепила, развратила и в итоге уничтожила. Кормак Маккарти и Ридли Скотт показывают мучительный процесс «понимания», которое приходит к человеку слишком поздно. Оно оказывается скорбью, которая безмерна и бесценна.

Оцените статью
Добавить комментарий