Наши предки высоко ценили ум и способности к обучению. Так как обучение само по себе было уделом богатых и знатных людей, а бедные зачастую не умели даже читать, те, кого можно было научить хоть чему-то, очень ценились. В то же время само обучение для наших предков было очень сложно доступно, и, если в деревне был хоть один грамотный человек, умеющий читать и писать, это служило причиной его уважения и почитания в деревне.
При этом чаще всего под учением понималось не только и не столько обучение грамотности, столько обучение какому-либо ручному труду и работе по дому, что не только ценилось, но и было необходимо для самостоятельной и взрослой жизни. Кроме того, дети учились по устному народному творчеству основным жизненным премудростям. И, понятное дело, кто-то учился лучше, кто-то хуже, как и в любом обществе в любое время. Были и очень способные дети, и те, кто, напротив, абсолютно не усваивал те знания, которые им давали.
«Дурака учить – только портить»
Ученый ребенок в семье был гордостью и особой ценностью, и, конечно же, если была такая возможность, многие родители старались не только обучить своих детей жизни, но и дать им хотя бы минимальный уровень образования, насколько это было возможно в тех условиях. И, конечно же, так как образование было малодоступным, школы появились уже довольно поздно, а изначально обучали детей при церквях и монастырях священнослужители умеющие худо-бедно читать и писать и обученные грамоте. И если те дети, которые усваивали грамоту легко, были для таких невольных учителей в радость, другие же, те, которым грамота не давалась, были в тягость. И именно о таких тяжелых для обучения детях эта пословица.
Учить ребенка, который плохо усваивает даже базовые школьные знания, нелегко. И, если сейчас эта проблема решается с помощью коррекционных классов и школ, то раньше возможностей подобрать ученику подходящую программу не было. Все дети обучались одинаково, и те, кто не мог освоить школьную программу, оставались неучами. Выражение «Дурака учить – только портить» имеет ввиду, что смысла в обучении детей, которые с трудом усваивают самые простые вещи, нет. Такие дети все равно не смогут стать образованными людьми, а время, потраченное на их образование, можно потратить на обучение их действительно полезным навыкам.
Заключение
Это выражение имеет место и сейчас. В наше время, когда обучают детей с трудностями в усвоении простого курса школьной программы, их учат особыми методами и по другим, облегченным программам, а также в первую очередь стараются дать им практические, необходимые для самостоятельной жизни навыки. Это позволяет сгладить разницу между способными и не очень способными детьми, но вместе с тем обучение не самых способных детей и детей с отклонениями в развитии по той же программе, что и обычных ребят, не дает им необходимых знаний и одновременно с этим дает им ощущение собственной глупости и незначительности, понижает их самооценку. Именно этим обуславливается актуальность этой пословицы в современном мире и ее значимость для нашей культуры, и именно поэтому в русском языке эта пословица все еще существует.
За уши притянуто.
При чем тут вообще школы?
Дурака, если учить ЛЮБЫМ наукам, то он возомнит себя гением и беды наделает.
Таким дураком может стать дипломированный учитель и (не дай Бог с таким пересечься) дипломированный врач.
В данном случае мы имеем дело с дипломированным журналистом, которого испортила учеба. И теперь он свою дурь несёт в массы.