Значение и смысл пословицы «Дорого, да мило, дёшево, да гнило»

Значение и смысл пословицы «Дорого, да мило, дёшево, да гнило» Смысл пословицы

По классификации, которую известный русский писатель и собиратель фольклора В.И. Даль приводит в составленном им в 1853 году сборнике русских народных половиц, данный фразеологизм находится в разделе «Торговля». Он относится к ситуации, когда покупатель затрудняется выбрать товар, потому что дорогая вещь хороша (мило), а дешевая плохая (гнило). Иногда фразу произносят иначе, поменяв местами части предложения:«Дешево да гнило, дорого да мило». Существует еще один вариант, в котором используется два других рифмованных слова – «любо-грубо». Значение и смысл рассуждения от таких перемен нисколько не меняются.

Речь идет о том, что за добротный, качественный товар покупателю порой приходится заплатить больше, чем он рассчитывал потратить. Каждый человек, следуя бытовой логике, всегда хочет сэкономить. Мы радуемся, когда удается совершить торговую операцию в соответствии с другими народным присловьем: «и дешево, и сердито». Видим выгоду в оптовой или совместной покупке, когда получается запастись чем-то впрок: «числом поболее, ценою подешевле». В современном понимании это товары, которые можно приобрести по скидкам, акциям и прочие маркетинговые мероприятиям продавцов (два по цене одного, все по 100 и другие). Сюда относятся сезонные распродажи, «черные пятницы», ликвидация сладов и коллекций. А также приобретение на различных интернет-площадках вместо фирменных, брендовых изделий их «облегченных вариантов».

Однако в погоне за экономической выгодой можно убедиться в справедливость другой поговорки — «скупой платит дважды». Купишь дешевую вещь, она окажется бесполезной или прослужит недолго, надо снова тратить деньги. А товар хорошего качества, пусть и дорогой, наверняка был бы более долговечным. Так появились близкие по значению пословицы: «хорошее дешево не бывает» и «дешевое на дорогое наведет».

Схожие по значению пословицы есть и у других народов. В изысканных французских домах принято говорить «по цене и вино». Прагматичные германцы исторически держатся принципа «только бы дешево, хоть и плохо». В Италии считают, что «предмет, который красив – не дорог». В реалиях современности у многих на слуху, да и часто используется в речевом обиходе изречение, которое приписывают разным авторам – и Бернарду Шоу, и барону Ротшильду, и легенде французской моды Мадлен Вионне. Это ставшая крылатой фраза «я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи».

Как правило, каждый ищет для себя оптимальное соотношение цена/качество – чтобы покупка была по потребностям и достатку. Получается, что человек всегда стоит перед выбором. Вспомните популярную в 1980-е годы миниатюру юмористов Карцева и Ильченко про одесский рынок: «Раки по 5 рублей. Но вчера. Но ооооочень большие. А сегодня – по 3. Но маленькие». На тему «прижимистости» русского мужика, который долго приглядывается и стремиться купить по сходной цене, в русской классической литературе есть два ярких примера авторских пословиц. И.А. Крылов в басне «Скупой и Курица» пишет: «Скупой теряет все, желая все достать». В «Сказке о купце Кузьме Остолопе» А.С. Пушкин восклицает: «Не гонялся бы ты, Кузьма, за дешевизной!»

Среди близких по значению и синонимических русских пословиц на тему цены и покупок в книге В.И. Даля можно найти такие образные выражения:

  • Дешева рыба, дешева и уха.
  • То и дешево, чего не надо; а что нужно, то дорого.
  • Дешевой покупке не радуйся – негодный товар.
  • Чего много, то и дешево; чего мало, то дорого.
  • Цена по товару, и товар по цене.

В тематике «бедность-богатство» знаменитый русский писатель и собиратель фольклора приводит удивительно мудрое народное наблюдение из жизни: «И бедно, да сбойливо; и богато, да рассыпчато». В толково-фразеологическом словаре М.И. Михельсона читаем: «По молебну и плата, по деньгам и молебен». В сборник «Русские народные пословицы и притчи», составленном в 1848 году И.М.Снегиревым, вошел фразеологизм- аналог глубокого нравственного содержания: «Богово дорого, бесово дешево». Русские люди испокон века верили, что «неправедная корысть впрок нейдет».

Оцените статью
Какой смысл
Добавить комментарий