Этот романс на музыку композитора Варламова, сложенный в 19 веке, написан в подражание народной песне о женской судьбе и построен в форме диалога между юной девушкой, не желающей наряжаться в красный сарафан, и ее рассудительной матушкой. Но чем досадил этот наряд героине романса, почему она упрашивает мать не шить ей обновку и не вводить в искушение? Для ответа на этот вопрос необходимо знать не только виды старинной одежды, но и символику цветов.
Слово «красный» издавна значило «красивый, нарядный, наиболее почетный», что отразилось и в названии Красной площади, и в эпитетах вроде «красная девица» (не просто румяная словно яблоко, но и писаная красавица) или «красный угол» (место, в котором висят иконы). Красный сарафан, который отказывается надевать героиня, означает ее взросление и готовность к замужеству. Именно поэтому молодые девушки и парни-женихи надевали яркие наряды, в то время как пожилые мужчины и женщины носили одежду из некрашеного холста или домотканого сукна.
Но кто же отказывается от нарядов и забав? Дело в том, что героиня романса чувствует, что вслед веселыми гуляньями последует появление сватов и замужество, а вместе с семейной жизнью настанет конец беззаботному девичьему веселью. Коса, разделенная надвое, о которой упоминает девушка — это один из символов замужества. Ведь в старину молодые девушки на Руси носили одну косу, украшенную лентами, в то время как замужним женщинам расплетали косу надвое и прятали ее под головной убор, полностью закрывающий волосы.
Явиться на люди с открытой головой было для женщины-крестьянки или представительницы купеческого сословия почти так же стыдно, как в наши дни выйти на улицу в нижнем белье или даже нагишом. Вот почему слово «опростоволоситься» означало то же, что и опозориться на весь мир или попасть впросак (еще одно старинное выражение, которое можно перевести на современный русский язык как «попасть в ловушку»).
Словом, девушка предпочитает беззаботную девическую жизнь замужеству с его заботами, но мать тут же напоминает ей, что эта беспечальная жизнь и невинные забавы быстро наскучат, в то время как семейные люди имеют возможность прожить вторую молодость, любуясь на своих расцветающих детей. Когда-то и эта почтенная мать семейства была беззаботной, словно мотылек, юной девушкой, не видевшей ничего хорошего в семейной жизни. Но прошло много лет, и ее взгляды изменились на все 180 градусов. Некоторые называют этот процесс приближением старости и стараются отодвинуть его на максимальную дистанцию, другие считают, что это просто-напросто естественная часть процесса взросления, точно такая же, как отказ от детских игр.
Но сегодня это совсем не обязательно — можно быть взрослым человеком, имеющим собственную семью, и одеваться в молодежном стиле, смотреть фильмы, рассчитанные на семейную аудиторию, и вообще вести себя как угодно в свободное от работы время, особенно если ты — житель или жительница большого города. Да и за отсутствие семьи и детей не будут шпынять даже девушек, разве что мама посетует, что ей хотелось бы понянчить внуков. Так что этот романс не очень понятен современному юному поколению.
Кстати, мы с вами не знаем, какое решение приняла девушка из этой песни — послушаться советов знающей жизнь мамы или продолжать, что называется, гнуть свою линию. Но в девятнадцатом веке, когда был написан этот романс, пойти против мнения всей семьи и тем более всей деревни было очень сложно. Это сейчас можно уехать из глубинки в большой город, найти там работу, снять жилье и жить как душе угодно.
К тому же, возможно, все эти речи об отказе от замужества и общей для всех женщин судьбы — просто девичьи капризы или милое кокетство. Быть может, деревенская красавица просто не хочет выходить замуж за немилого ей жениха, особенно если ее сердечко покорил совсем другой ухажер. Так что мы можем только гадать, как сложилась судьба героини этой песни, и радоваться тому, что мама понимает, что чувствует взрослая дочка — это не всегда бывает и в нашей с вами свободной жизни!