У подавляющего большинства людей, впервые видящих картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» не остаётся и тени сомнения в содержании этого письма. Конечно же, вызов. Конечно же, издёвка. И конечно же, абсолютная отвага этой вольницы, отрицающей всякую возможность хоть как-то взять их под контроль!
И у живописца Ильи Ефимовича Репина все картины такие. ХарАктерные, с узнаваемыми и яркими типажами, с отчётливо читаемыми человеческими страстями. Давайте проверим свою память, попробуем вспомнить самые известные его живописные произведения. Вы обязательно хоть раз в жизни любовались ими, восхищались и наверняка не раз возвращались взглядом к тем или иным деталям на них. И даже если не знали, кто автор, то этот материал вам об авторе расскажет.
Итак,
Запорожцы…
Турецкий султан Магомед IV, раздасованный постоянными нападениями вольного казацкого Запорожского войска на прибрежные турецкие города и поселения, в гневе отправил ультиматум, в котором призывал казаков сложить оружие и подчинится ему, повелителю блистательной Порты. Наверное, для таких ультиматумов у него были некоторые основания – ведь его янычарское войско наводило трепет на страны Европы.
Но ответ бесстрашных казаков был ожидаемым. И эпитеты «пёс», «собака», «проклятого чорта брат», «Великаго и Малого Египта свинарь», «самого аспида внук и нашего х…я крюк» были вполне в русле запорожского фольклора. А колоритные персонажи на картине вызывают в памяти гоголевских героев: Тараса Бульбу, Хому Брута, кузнеца Вакулу и других ярких личностей.
Бурлаки на Волге
В советских школьных учебниках эту картину выставляли как пример тяжкой жизни простых людей при царизме. Да, труд бурлаков действительно был тяжёлым – ведь тащить на бечеве тяжело груженную баржу против течения – для этого нужно было обладать несокрушимым здоровьем. Но, с другой стороны, кого попало в бурлацкие ватаги не брали, работа эта была престижной и высоко оплачиваемой.
Кроме того, хотя Репин отнёсся к такой тяжёлой работе сочувственно, он не мог не отдать должное колоритности типажей в этих бурлацких ватагах. Он долго вынашивал замысел полотна, и лишь в 1873 году, через четыре года после первого знакомства с бытом и работой бурлаков, написал эту картину.
Не ждали…
На картине запечатлён драматический момент возвращения их ссылки народовольца, которого не было дома лет 5-6. Притом освобождённого досрочно, видимо, по амнистии – потому и не ждали. За это время уже подросли дети: сын, который помнит черты отца, смотрит на вошедшего с явной радостью, а вот дочка вспоминает его с трудом или не помнит вовсе, и потому вид у неё недоверчивый и испуганный. Неприкрытая, не сдерживаемая радость на лице молодой женщины (видимо, жены). А вот мать героя очень пострела, и, видимо, уже не чаяла дождаться сына из заточения.
На нём бедная, потрёпанная крестьянская одежда, и на лице стоящей в дверях горничной написано откровенное недовольство и недоумение оттого, что «какого-то оборванца было велено впустить».
Картина написана на волне гражданского подъёма русского общества после процессов над народовольцами, когда Империя жёстко и не всегда справедливо обошлась даже с теми, кто был почти не причастен к движению.
Проводы новобранца
Картина из экспозиции санкт-петербургского Русского музея была задумана и написана после того, как Репин гостил в имении у своего друга Мамонтова. И там, в расположенной рядом деревне, стал свидетелем сцены прощания с новобранцем, призванном на военную службу.
Напомним, что картина была написана в 1897 году, когда русское общество уже было в значительной степени реформировано. В частности, была отменена рекрутчина, на которую забирали служить сроком в 25 лет. Теперь солдата ждала восьмилетняя служба, но прощались с ним так, будто он уходил навсегда. Видимо, по привычке, въевшейся за предыдущие 200 лет набора солдат-рекрутов.
Крёстный ход в Курской губернии
Между замыслом картины (1870 год) и её воплощением в красках у Репина прошло десять лет, только в 1880 году полотно было выставлено на всеобщее обозрение. Сюжет прост: огромный людской поток, идущий в Крёстном ходе по Коренной пустоши под Курском – местом паломничества богомольцев.
На первом плане движущиеся по диагонали картины певчие, несущие на носилках будку с огромным фонарём и иконой внутри. А следом валом валит толпа, жаждущая приобщения к Благодати. Особенно запоминается мальчик-калека с костылём. У него одухотворённое, полное искренней веры в Бога и в чудеса лицо. И тут же сбоку – старик-начётчик, палкой перегородивший ему дорогу к процессии. Добровольный помощник полиции, которая гордо возвышается над толпой простого люда в своей функции «хватать и не пущать».
Иван Грозный убивает сына
Сюжет картины возник у Репина после появления в Западной Европе направления «натурализм», где страдания и кровь стали частыми деталями живописных полотен. У Ильи Ефимовича на картине тоже окровавленные руки царя. А кроме того – ужас и раскаяние в его глазах после содеянного – удара железным посохом сына в висок. А ещё одним побудительным мотивом создания картины стала музыка Римского-Корсакова из произведения композитора «Месть».
На самом деле событие, изображённое на картине, спорное: есть версия, что царь Иоанн IV сына вовсе не убивал. Гневался на то, что тот осмеливался ему перечить — да, было. Но, несмотря на приписываемую ему лютость, до такого деяния не дошёл.Скорее, это было придумано уже позже, уцелевшей после репрессий боярской верхушкой.