Понятно, конечно, что выбрать «самую красивую картину» — труд неблагодарный. Потому что эстетические предпочтения у всех разные: кто-то замрёт от восхищения перед полотном, написанном художником 19, а то и 17-го века в традиционном, классическом стиле. А кому-то нравятся инсталляции абстракционистов или, наоборот, гиперреалистическая живопись наших современников, таких как Лучано Вентроне, Сергей Гета или Эндрю Тэлбот. На вкус и цвет, как говорится…
Но мы всё же рискнём представить вам картины, написанные в русле традиционных ценностей, без снобистских изысков. Без высокомерных этикеток «Только для понимающих» или «Только для моих друзей». Не потому, что какие-то неразвитые – сложностей нам хватает и в реальной жизни, а искусство всё же призвано хоть как-то улучшать нравы. А если оно при этом и умиротворяет – то вообще прекрасно.
Итак, смотрим.
Ван Дейк
Художник 17 века, мастерски передававший тепло человеческого тела – будь то старческая немощь религиозных сподвижником или торжество буйной плоти совсем ещё молодых и полных сил. А при взгляде на портрет семейной пары вспоминается песня супругов Никитиных «Под музыку Вивальди».
Карл Брюллов, XIX век
У Брюллова на его картинах запечатлены тысячи прекрасных женских типажей. Но хочется остановиться на грозной и трагической красоте его картины «Последний день Помпеи». Где прекрасно всё: и разрушительная мощь проснувшегося Везувия, и мечущиеся по улицам полураздетые люди, и мрачные чёрно-огненные краски картины всеобщего разрушения.
Алексей Венецианов, современник Брюллова
У Венецианова много портретных работ, охватывающих самые широкие слои тогдашнего сословного общества. Это и дворяне, и крестьяне, и купцы. Но даже в заказных портретах, когда нужно было как-то угодить вкусам заказчика, художник находил «изюминку» которая вытягивала сюжет и композицию. А уж если натурщица нравилась мастеру чисто эстетически, рождался настоящий шедевр. Как с «Девичьим портретом», где изображена обычная вроде девушка лет 16-17-ти в полосатом платке, наброшенном на голову. Но разве мудрено не спутать её с нашей современницей – через 200 лет, разделяющей нас и её?
Аркадий Пластов, «Весна»
На картинах А. Пластова чаще всего изображён вроде бы простой деревенский быт. Как в картине «Весна», например. Что на ней? Из бани после парной выскочила нагишом совсем молодая ещё женщина. Даже, скорее, девушка лет 17. И заботливо поправляет платок, к которую закутала совсем ещё малышку лет 4-5-ти. Наверное, свою младшую сестрёнку.
На лице девушки – удаль и озорство, показывающие, что не боится она после парной ни лёгкого морозца, ни плавно опускающихся с неба снежинок. А как мастерски передана закушенная губа у малышки – когда ей поправляют на шее завязку платка? Достоверность деталей – вот что всегда отмечало картины Пластова.
Магический реализм Аркадия Острицкого
Аркадий Острицкий наша современник. В его великолепных коллажах и картинах смешивается оккультизм и реальность, а цвета яркие, подчёркнуто гипертрофированные. Но самое главное, он певец женского тела. Женщины на его картинах откровенно эротичны (хотя все «запретные места» их тела тщательно задрапированы одеждой). Но главное – они великолепно сложены и бесконечно женственны в своей зрелой, в самом расцвете 27-35 лет, красоте.
Дамиан Лоеба, художник-любитель
Да, он не заканчивал академий живописи! Но у него природный дар видеть цвет и линию. Линия у него жива и упруга, а цвет соперничает с натуральными цветами окружающего мира и, не в последнюю очередь, живой природы.
Дамиан работает в жанре гиперреализма, когда картину на небольшом расстоянии практически невозможно отличить от мастерски сделанного и напечатанного на большом и качественном принтере цветного фото – настолько точно передаётся цвет и фактура предметов или живого тела. И лишь приблизившись к картине вплотную, можно рассмотреть следы кисти на красочном слое. Но зачем ползать с лупой, выискивая такую «истину»? Как на картине «весна вступила в свои права», на которой кусты и деревья около уреза воды пока ещё не покрылись свежими листочками, но жара уже плывёт и манит позагорать. И девушка на картине готова к этому немудрящему действу.
Александр Шилов
Ещё один наш современник, Александр Шилов, как-то сказал: «Художник – это не тот, кто умеет рисовать. Это состояние души».
Шилов пишет в жанре реализма. Его иногда поругивают за «украшательство» моделей, которые ему позируют, за приглаженность изображаемого бытия. А что, простоите – бесконечные сводки о взрывах, пожарах, преступлениях по TV – лучше? По мне, так уд лучше приукрасить. А не выписывать тщательно сортирные посиделки, как практикует ещё один наш «живописец», имя которого даже называть не хочется.
Посмотрите на «Портрет дочери», это ли не искусство – передать в женских глазах спокойствие, умиротворённость и бесконечную любовь к миру, пусть даже он этого не оценит и этого не достоин?
А что по-вашему – красивые картины?