Изобразительное искусство – великая сила. Шедевры мировой живописи облагораживают душу, заставляют зрителя тоньше чувствовать красоту природы, внимательнее вглядываться в лица современников, отыскивая в них возвышенные, небесные черты. Настоящие, великие художники всех времен и народов – не шутники и мистификаторы, у них никогда не было потребности дурачить легковерную толпу. Эти мастера на своих полотнах передают атмосферу, настроение, вдохновение, с которым они изображали пейзаж, сюжет или портрет. Хороших картин огромное множество, попробуем же выбрать из них самые выдающиеся.
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Свою «Мадонну Литту» великий итальянец Леонардо да Винчи написал примерно в 1490-1491 году, находясь в Милане или в Риме. Известно, что у этого полотна два названия, авторское звучало несколько иначе — «Мадонна с младенцем». Второе название картина получила в честь семейства герцогов Литта, владельцев картины. Во второй половине XIX века этот шедевр был продан в Россию. Сюжет полотна библейский и очень простой, Богоматерь кормит грудью своего сына. Ее лицо светится бесконечной любовью к Божественному младенцу. Молодая женщина невыразимо прекрасна в своем материнстве, ее нежные руки бережно поддерживают малыша. Взгляд ребенка направлен прямо на зрителя, его глаза не про возрасту серьезны и внимательны. Эта картина – воплощение материнской любви, тихой радости, умиротворения.
Жан-Этьен Лиотар «Прекрасная шоколадница»
Швейцарский художник выполнил свою картину с помощью известной техники – пастели на пергаменте. Личность изображенной девушки точно не установлена. Есть три версии – это Бальдуф, камеристка императрицы Марии-Терезии, дочь банкира Шарлотта Бальтауф либо официантка Анна, отцом которой был бедный дворянин Мельхиор Бальтауф. Искусствоведы также предполагали, что эта особа, стремящаяся «выбиться в люди», была обыкновенной охотницей за богатым женихом. Картина, написанная в 1745 году, не была заказной. Живописец, пораженный красотой девушки, сам решил увековечить ее образ. Это вовсе не классический портрет, а жанровая сцена, шоколадница изображена в движении, она собирается подать на стол чашку с напитком, который в то время только входил в моду. Лицо девушки завораживает зрителей своей свежей прелестью, а ее продуманный наряд подчеркивает природную красоту.
Владимир Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»
Картина была написана в 1797 году. К тому времени художник уже имел звание академика живописи, был модным портретистом, считался талантливым иконописцем. Владимир Лукич был левшой, происходил из семьи потомственных иконописцев. Портрет графини Лопухиной заказал художнику ее муж, егермейстер Степан Лопухин. Восемнадцатилетняя Мария была дочерью отставного генерала Ивана Толстого, магистра масонской ложи. Художник и сам был масоном. Портрет исполнен в нежных пастельных тонах. Живописцу удалось передать всю прелесть юной графини. Красотой Марии можно любоваться часами, особенно хороши, выразительны и не по годам мудры ее глаза. Кажется, эта женщина больше посвящена в тайны бытия, нежели зрители. Художнику удалось запечатлеть Марию в полном расцвете ее красоты. К большому сожалению, через три года графиня ушла из жизни.
Иван Шишкин «Рожь»
Картина была написана в 1878 году. Это полотно имеет точный адрес – Елабуга, Вятская губерния, Лекаревское поле. За год до ее написания художник находился на своей малой родине, в родной Елабуге. Обычный деревенский пейзаж поразил Шишкина, заставив его взяться за наброски. Живопись в тот период была для него настоящим исцелением от пережитых трагедий, незадолго до того художник потерял всех близких родственников, кроме малолетней дочери Лидии. На картине – бескрайнее русское поле, спелая рожь до самого горизонта. Сумрачное небо вот-вот прольется дождем. Зритель даже ощущает, как тяжело дышать. Желтая рожь, темные сосны, выбитая, поросшая травой дорога – родной до боли пейзаж. Здесь все мощно, зримо, просторно, это воплощенное русское достояние, богатство. Как сыну потомственного хлеботорговца, пейзажисту Шишкину все это было дорого.
Архип Куинджи «Березовая роща»
Картина написана в 1979 году. Художник, только что отошедший от социальной живописи передвижников, с жаром занялся любимым делом, пейзажами. Он с большим трепетом относился к березам, считая их исконно русскими, родными деревьями. Для своей знаменитой рощи живописец подобрал множество оттенков зеленого цвета. Сама картина навевает на зрителей небывалое успокоение, умиротворение. Летний полдень в березовой роще прекрасен, здесь нет утомительного зноя, все напоено терпким ароматом трав, листвы, пронизано ярким солнцем. Картина, построенная на контрасте света и тени, завораживает своей реалистичной красотой.
Исаак Левитан «Золотая осень»
Картина была написана в 1895 году, когда художник находился в усадьбе Горка Тверской губернии в гостях у И. Н. Турчанинова. Примечательно, что сам художник не был доволен своей работой, которую знатоки называют вершиной его творчества. Левитан считал полотно слишком грубым, краски слишком яркими, поскольку он привык к иному, писал пейзажи в нежных тонах. Но этот художник и вообще был не слишком уверен в себе, его часто мучили сомнения, он впадал в болезненную депрессию. Тем не менее, его «Золотая осень» — апофеоз жизнерадостности, оптимизма, ярких, сверкающих красок. Полотно Левитана – милая сердцу картина русской природы. Здесь все ясно, выпукло, объемно. Прекрасны облака, отразившиеся в темной осенней воде, высокое небо, желтые березы. Детали не важны, картина воспринимается и входит в сердце целиком.