Мастерство русских зодчих на протяжении многих веков привлекало поклонников искусства. На своих полотнах художники изображали древние храмы в окружении живописной природы. В поисках вдохновения они не раз обращались к духовному наследию прошлого. В местах покоя и умиротворения мастера кисти обретали силу и творческий подъём. Белокаменная церковь Покрова притягивала пейзажиста С.В. Герасимова и воодушевила его на создание шедевра.
Храм был построен в 12 веке артелью А. Боголюбского как олицетворение расцвета Владимирского княжества. Строение расположено в месте соединения рек Нерль и Клязьма. Начало истока реки служило тогда воротами во Владимиро-Суздальскую землю. Церковь установили как выдвинутый вперёд презентабельный элемент храмовых построек и освятили в честь празднования иконы Богородицы.
Согласно русской традиции, одноглавая церковь имеет сужающийся кверху купол луковичного типа. Он олицетворяет горящее пламя и стремление православного прихожанина к вышнему миру.
Несмотря на то, что храм изображён вдали, просматриваются рельефы на фасаде и каменная резьба. Центральным элементом трёх фасадов церкви является композиция с восседающим на троне царём Давидом. В левой руке псалмопевец держит Псалтырь, а правой двуперстно благословляет. При оформлении использованы образы грифонов, львов и женских масок.
Яркими красками на картине художник передал настроение летнего дня. Удивительным образом природа гармонирует с белокаменной постройкой. Сочность луга и небесная лазурь словно подтверждают замысел древних зодчих: радость света и неунывающую веру человеческой души в вечную жизнь. На интуитивном уровне чувствуется слияние отражённого в реке православного храма и жёлто-зелёного поля. Природа и церковь соединяются в одно целое.
На полотне живописца строение находится в центре пейзажа. Ближний план залит солнечным светом. Это вызывает желание оказаться рядом с женщиной на холсте, которая гуляет с ребёнком посреди цветущего луга. Хочется прогуляться вдоль берега реки и поближе рассмотреть рельефные фасады здания. Живописец искусно передаёт единение природы и человеческого творения — храма. Автор вселяет надежду на то, что вера и свет преодолеют любые препятствия.
С.В. Герасимов тонко чувствовал грань двух миров, что помогло ему достоверно изобразить соединение земного (бегущая река, деревья, люди) и духовного (возвышающаяся на холме церковь сливается с небесами).
Величие, изысканность и неприкасаемая чистота храма не диссонируют с яркой живой природой. Наоборот, красота русского края раскрывает и показывает зрителю непревзойдённую лёгкость и простоту, которая подвластна лишь Великому Зодчему.
Мастерски подобранный колорит натуральных тонов делает работу праздничной и светлой. Яркая зелень, синева глубокой реки, разбавленные сценами человеческой жизни, навевают покой и умиротворение. Углубляясь внутрь картины, можно заметить, что образ церкви пишется небесными цветами. Нежно-голубая высь и невесомые белые облака смотрятся единым целым с храмом. Плавные мазки кисти, которыми мастер изобразил небеса, развивают и усиливают изящные линии постройки.
Картина олицетворяет победу добра и чистоты и напоминает об истоках всего земного. Колорит красок и детальная прорисовка некоторых элементов отображают трепетное отношение художника к своему творению. Мастерство живописца вызывает признание и восторг.
Работа автора входит в выставочный сборник Третьяковской галереи олицетворяет слияние природы с древним исконным зодчеством на Руси. Белокаменный храмовый ансамбль с церковью Богородицы и прилегающим пространством занесён в список архитектурных объектов, охраняемых государством.