«451 градус по Фаренгейту» — антиутопия Рэя Бредбери, созданная в 1953 году. Начался роман с рассказа «Пожарник».
Краткое содержание
Мир романа – ближайшее будущее, где люди живут без книг, а думать запрещено. У Гая Монтэга здесь особая роль – он работает пожарником, сжигающим дома, где обнаружены были книги. Тем не менее, сам он их любит и тайком забирает к себе на хранение. Он давно женат, но с женой они существуют сам по себе, детей нет.
Однажды Монтэг знакомится с молодой девушкой Клариссой , не похожей на другую молодежь. Она задает непростые вопросы, что свидетельствует о том, что она умеет думать. Общаясь с Клариссой, он и сам начинает задаваться непростыми вопросами.
Что-то изменилось в пожарнике и в тот день, когда одна из владелиц книг отказалась выходить из своего дома и предпочла погибнуть вместе с ними. Через некоторое время Монтэг узнает, что Кларисса погибла. Он отказывается выходить на работу, что-то нарушилось в слаженном механизме. Тогда к нему приходит его шеф Битт и читает ему лекцию, смысл которой в том, что чтение уже не нужно и все люди должны быть одинаковыми. Не должно быть великанов, рядом с которыми другие люди будут чувствовать свою ничтожность.
Потом происходит знакомство Монтэга с профессором Фабером, который мечтает возобновить в Америке книгопечатание. От Фабера пожарник получает приемник, который поможет найти связь с другими единомышленниками.
Он возвращается на работу, и однажды пожарная машина подъезжает к дому Монтэга. Как выяснилось, сдала его жена. Монтег убивает Битти и других пожарников, после чего становится особо опасным преступником. Монтэг вынужден покинуть город, а однажды знакомится с необычным сообществом, участники которого заучивают книги наизусть и таким образом, являются их передатчиками. Он становится его участником, а в городе, который покинул Монтег, начинается война.
Проблематика произведения
- Конфликт общества и человека. В какой-то момент Монтэг становится двойным агентом. Выезжая сжигать дома с книгами, он забирает их себе, что делает его врагом общества и опасным для современников человеком.
- Манипулирование и пропаганда посредством телевидения. В мире без книг ТВ остается единственным каналом, через который можно получить любую информацию. Люди, не умеющие мыслить самостоятельно, получают информацию под выгодным ракурсом, а значит, государство сделало их полностью управляемыми.
- Бездуховность. На ее развитие влияет не только отсутствие книг, но и «информационный фастфуд», который люди получают с телевизионного экрана. А тот, кто не развивается, тот быстро становится глупым потребителем.
- Проблема «других» людей. Кто-то из них ведет себя тихо, как Фабер, кто-то является объектом насмешек, как Кларисса, а кто-то и вовсе живет в лесах и ждет своего часа. Последние имеют больше шансов выжить.
- Историческая память. Литература способна сохранить все изобретения и открытия, все осмысленное долгими веками. Общество, где читать запрещено, теряет все это, а значит, теряет шанс на дальнейшее развитие и прогресс.
- Утрата ценностей и традиций прошедших эпох. Технический прогресс принести может как пользу, так и вред, это зависит от того, как его использовать. Но у человека, который думать не умеет, нет и альтернативы: как на него повлияет прогресс, зависит от решения власти.