Комедию «Мещанин во дворянстве» Жан Батист Мольер сочинил в 1670 году, но популярна она и сегодня. И хотя перед нами французский драматург, живший несколько веков назад, смыслы пьесы зазвучали особенно остро в период 90-х годов XX века в России, когда появились «новые русские».
Так что сегодня рассмотрим проблематику пьесы «Мещанин во дворянстве» Мольера, а также кратко пройдемся по сюжету произведения.
Усаживайтесь поудобнее, ведь впереди масса интересного!
Краткий пересказ сюжета
Господин Журден — обычный мещанин. Он глуп, но очень богат. Журден задумал сделаться аристократом по причине вспыхнувшей в нем любви к дворянке. В ходе пьесы герой без конца попадает в забавные и нелепые ситуации.
Желание его жениться на аристократке становится столь сильным, что он даже запрещает своей дочери Люсиль соединиться узами брака с ее возлюбленным Клеонтом.
Юноша тоже невысокого происхождения, но очень честный и порядочный человек. Журден надеется выдать дочь замуж за аристократа, и тем самым породниться с представителем дворянского сословия.
Тогда плут Ковьель, слуга Клеонта, придумывает хитрый ход. Он посвящает господина Журдена в мамамуши (выдуманный им несуществующий турецкий сан, аналог французского дворянского звания).
Сцена посвящения — самая комичная в пьесе. Затем слуга организовывает свадьбу Люсиль с наследником турецкого султана.
Пьеса стала столь популярной, что была поставлена в театре при жизни автора 42 раза! И сегодня комедия «Мещанин во дворянстве» самая востребованная во всех театрах мира.
Главные проблемы пьесы
Проблематика заложена автором уже в самом названии пьесы. Противоречие фразы «Мещанин во дворянстве» резало слух современников Мольера, потому что такое они не могли себе даже представить. Мещанин не мог быть во дворянстве ни при каких обстоятельствах. Мольер создал в комедии абсурдную ситуацию.
В Средние века стать аристократом не представлялось возможным. Им можно было только родиться. Причем истинным дворянином считался тот, кто был рожден, как минимум, в четвертом поколении рода.
Высокородный дворянин отличался от представителя мещанского сословия буквально всем — манерами, нарядом, поведением. Спутать аристократа с простолюдином было невозможно. Аристократы имели высокое образование, многие из них были близки к королю. Представители же более низкого сословия не имели возможности получить такое образование и воспитание.
Дворяне определяли судьбу страны, это была лучшая и высшая часть общества. Они были наделены такими правами, которых не имели представители других сословий.
И вдруг обычный торговец решает подняться до уровня аристократа. При этом господин Журден не желает получать образования, он прельщен внешними признаками дворянства – роскошными нарядами, возможностью иметь любовниц, накрывать богатые столы.
Он пытается перенять все эти признаки аристократизма и желает заполучить себе в любовницы даму, имеющую титул маркизы. Журден влюблен, но не собирается ее очаровывать и завоевывать, он намерен просто купить расположение.
Жена господина Журдена трезво смотрит на ситуацию, и вполне здраво советует ему «знать свое место». В этой фразе как раз и заключается решение первой проблемы комедии.
Вторая проблема — это противоречие между высоким титулом и поведением некоторых представителей аристократии. Оказывается, высокородные дворяне не всегда были чисты, благородны и героичны. Это очень ярко Мольер показывает в своей комедии.
Ведь граф Дорант, преподносящий Журдену маркизу Доримену, как будущую его любовницу, просто обирает глупого мещанина, вымогая у него все новые и новые дорогие подарки для аристократки.
Наблюдая за поведением графа и маркизы, зрители задумывались о том, а так ли уж благородны аристократы, и всегда ли честно они управляют страной?
Так ярко и в то же время тонко показав истинное лицо дворянства, писатель заставляет французов задуматься. Возможно, именно Мольер заложил бомбу в сознание своих соотечественников за 120 лет до начала Великой Французской революции.