Проблематика пьесы Островского «Гроза»

Проблематика пьесы Островского "Гроза" Проблематика

Сложно представить хоть один курс отечественной литературы без известной «Грозы» Александра Островского. И действительно, в произведении находят себе место множество тем и проблематик, что только повышает его значимость для читателя. Островский заставляет нас обратить внимание на явные недостатки общественной и личной жизни человека. Важно правильно понять его мысли, ведь таким образом можно избежать множество проблем уже в реальной жизни. Именно поэтому в данной статье мы разберем основные проблемы, описанные Островским в «Грозе». Уверены, вам будет очень интересно!

Общественная проблематика

Общество города Калинов — это жадные, глупые люди, которые настолько прогнили в своей алчности и невежестве, что обратной дороги уже нет. Никакой здоровый морально человек не сможет существовать в обществе таких особей, поэтому Катерина совершает самоубийство, а Кулигин попросту переедет из города в место, где его разум будет оценен по достоинству. Талантливым и по-настоящему живым людям нечего делать в Калинове, потому что город разрушает даже малейшие надежды на нормальное существование.

К сожалению, подобных городов и деревень в нашей стране превеликое множество, поэтому проблема, поднимаемая автором, более, чем актуальная. В мире всегда будут плохие люди, поэтому выход Островский видит только один — бежать. Каждый делает это по-своему. Катерина и Кулигин сделали свой выбор. И далеко не нам осуждать их.

Проблематика невежества

Очень близко к проблеме, описанной выше, находится тема невежества. Жители города Калинов абсолютно не воспринимают нововведения науки. Тот же самый громоотвод Кабаниха воспринимает в штыки. Гроза в глазах местного населения — не нормальное природное явление, а наказание Бога за грехи. О каком развитии тогда может идти речь при таких взглядах на мир? Конечно, общество ограничено знаниями своего времени, но даже тогда основы были известны.

Островский понимает, что в городах, подобных Калинову, прогресс никогда не найдет свое место. Малообразованные родители будут воспитывать таких же детей, а те — своих. Так и будет тянуться бесконечная цепь невежественных поколений.

Проблематика любви

Нашему взору предстает две связи — между Катериной и ее мужем, а также между ней же и Борисом. Первая связь сугубо формальная, ведь Катерина не любит Тихона, а тому и вовсе все равно на свою жену и ее жизнь. Он лишь поддается наказам своей матери. Катерина является обслуживающим персоналом для него и не более.

С Борисом же героиня наконец-то ощущает истинные чувства. Она любит его, однако страх общественного порицания приводит ее к тому самому месту, где она наложит на себя руки. Можно ли назвать это моральной победой? Вполне. Катерина, почувствовав настоящую любовь, уже не может вернуться туда, где ее не любят, поэтому такой способ решить проблему становится единственной. Совершив самоубийство, она превосходит саму себя. Только такую любовь, пускай и закончившуюся на грустной ноте, можно считать настоящей. Островский прекрасно это понимает, поэтому и уделяет ее описанию особое внимание.

Проблематика женской доли

Катерина выставляется автором как жертва жестокого общества. Она не в праве самостоятельно выбрать себе возлюбленного, свекровь ежедневно сводит ее с ума, общество порицает практически каждый ее шаг. Звание «светлого луча в темном царстве» совершенно не помогает ей справиться с моральным давлением окружающей действительности. Скорее всего, автор пытается акцентировать наше внимание на тяжелую участь женщин в Российской империи. И это действительно важная тема. Катерина могла бы самостоятельно создать будущее, которое приносило бы ей счастье и удовольствие, однако все рушится из-за общественных стереотипов, которые внушили и самой героине. Позывы своего сердца она считает грехом, хотя, по сути, между ней и мужем нет никакой связи. Мыслей о разводе и быть не может! Именно это делает жизнь Катерины невыносимой. Если бы тогда к выбору представительниц прекрасного пола относились иначе, то, возможно, нас бы ждал более счастливый финал.

Здесь, пожалуй, и стоит закончить. Несомненно, это далеко не все темы, что были подняты Островским в «Грозе». Однако если подсчитывать даже микротемы, то общее число с легкостью перевалит за 10, а то и 20. Каждый по-своему понимает каждое произведение, именно поэтому мы дали вам старт, а вот финиш уже зависит от вас самих. Читайте, друзья, ведь в литературе скрывается великая мудрость, недоступная другим методам познания и развлечения!

Оцените статью
Добавить комментарий