Являясь настоящей звездой на небосклоне авторов России, А.С.Пушкин зачастую в своих произведениях сталкивает наиболее выраженные противоречия и характеры, выводя на сцену героев с весьма значительными чертами. Так и в трагедии «Каменный гость» происходит отнюдь не столкновение главных героев, а разбираются более глубинные вопросы, навеянные на Пушкина личными переживаниями и процессами, текущими в стране того времени.
Специфика сюжетной линии и главные вопросы трагедии
Отсутствие прямого столкновения героев характерно для многих произведений Пушкина. Однако «Каменный гость» может по праву считаться интересным исключением, ведь здесь автору удается до предела обострить видимые противоречия. Чего стоят следующие сцены столкновения из рассматриваемой трагедии:
- рыцарства и благородства со скупостью и торгашеством;
- злодейство с гением;
- однако основной направленностью трагедии следует считать яркое и незабываемое столкновение любви и ненависти: кладбище становится местом разговоров о любовных искушениях, у монаха выясняются его предпочтения в красоте и ее понимание, а любовники дарят друг другу страстный поцелуй над телом человека, которого они только что убили!
Характерной особенностью перечисленных столкновений является предельный драматизм, что и отличает рассматриваемую трагедию от остальных произведений автора. Философский характер рассуждений в ходе повествования помогает в большей степени дистанцироваться от происходящего, чтобы более непредвзято судить о действиях и поступках героев.
Проблематика и идея
Классический конфликт между любовью и смертью подчеркивается явлением смерти в обличии «каменного гостя». Внимательно проанализировав ход произведения, можно заметить, что акцент в нем делается на четком обличении таких проявлений, как вседозволенность и безнаказанность, которые впоследствии сурово наказываются. Именно данные аспекты следует отнести к основной проблематике романа «Каменный гость».
Каменное изваяние, воздвигнутое женой командора, убивает подлеца Дона Гуана, который беззастенчиво флиртует с вдовой. При том он имеет еще несколько других увлечений, что указывает на его беспринципность и гнусность. Наказание статуей убитого им человека – символическое проявление позиции автора, его стремление устранить из жизни каждого человека такие проявления, как безнаказанность и вседозволенность. Образом статуи командора Пушкин изображает судьбу, а также символ прошлых преступлений и проступков Дона Гуана. Статуя тяжелым рукопожатием исключает возможность дальнейшей счастливой жизни.
Изображая в первую очередь психологический портрет каждого своего героя, автор помогает читателю понять истинную природу конфликта произведения. А лаконизм изображения в сочетании с художественным своеобразием языка и описаний дают возможность создать уникальную объемность характеров всех героев пьесы. Некоторая недосказанность обеспечивает широкие возможности для интерпретации читателем дальнейших вероятных событий, а также для оценки собственных качеств и черт характера.