Смешарики «Смысл жизни»: разбор смысла 100-й серии отечественного мультфильма

Бараш смотрит в зеркало Смысл сериала

100-я серия «Смысл жизни» в Смешариках является самой взрослой, философской и серьезной. Она была создана по мотивам глубокого фильма «Мертвец». К слову, о смысле этого фильма можно почитать в нашей статье. Даже не имея понятия о такой смысловой привязке, зрители отзывались о депрессивности эпизод. В нем раскрывается ряд важных тем, которые стоит рассмотреть детально.

Так что сегодня поговорим о смысле серии «Смысл жизни» в Смешариках, также рассмотрим интересные факты и сюжет.

Краткий сюжет

Когда наступает утро, Бараш ощущает бессмысленность существования. Он не знает, была ли всегда жизнь бессмысленной, и он не замечал этого, или смысл жизни был, но потерялся. Он выходит на улицу, задумавшись, начинает идти по лесной дорожке и падает, ударившись о дерево.

Бараш лежит у дерева и говорит с Кар-Карычем
Фото: mobillegends.net

На помощь приходит Кар-Карыч с хворостом. Он говорит, чтобы тот не лежал на снегу, а то может застудиться. Бараш ему отвечает: «А смысл не простужаться?». Продолжая разговор, Кар-Карыч понимает, что Бараш не видит смысла и предлагает ему пойти к Кузинатре.

В течение пути к Кузинатре диалог между друзьями продолжается. Начинается метель и друзья потихоньку слабеют. Когда Бараш совсем ослабевает, то теряет сознание. Придя в себя в своей постели, Кар-Карыч рассказывает другу, что они заблудились и вернулись на прежнее место.

Бараш лежит в постели
Фото: YouTube

Когда тот предлагает мыслителю вновь отправиться в путь к Кузинатре, Бараш отвечает, что смысл жизни есть, и он не хочет больше идти.

Смысл серии

Монолог-рассуждение о смысле жизни вначале серии задает настроение всего эпизода. Здесь прослеживается экзистенциальный кризис, с которым столкнулся главный герой. Это свойственно для его творческой и меланхоличной натуры. Мы видим множество скомканных бумажек в домике героя. Это указываем нам на творческий кризис героя.

Бараш смотрит в зеркало
Фото: Twitter›LavenderToffee

После монолога Бараш идет на улицу, падает, просыпается и видит Кар-Карыча. Этот персонаж в Смешариках выступает в роли авторитета. Он хорошо воспитан, эрудирован и обладает вкусом. Герой имеет гуманитарный склад ума и богатый жизненный опыт. Его можно представить, как обладателя тайным познанием устройства мира. Потому авторы серии сделали именно его действующим героем картины.

Казалось, что Кар-Карыч знает глобальный смысл и поделится с другом. Однако тот не собирается упрощать задачу Барашу. Друг хочет вернуть меланхоличному поэту локальный смысл. Потому на вопросы он отвечает коротко: «Меньше знаешь — крепче спишь».

Бараш лежит в постели и думает
Фото: YouTube

Мудрец создает образ несуществующего существа — Кузинатры, которое дает смысл, и отправляет друга на ложный путь. Вероятно, она есть, и мудрец не обманул героя. Например, в 83 серии он говорит, что без Кузинатры не разобраться.

Вне зависимости от ее существования, Кар-Карыч ведет Бараша кругами, чтобы тот устал, задумался не о депрессии, а о выживании.

В конечном счете, измученный герой сосредотачивается на том, что имеет. Подавив в себе стремление к мироустройству, Бараш начинает думать о простых мелочах. Испугавшись того, что он может потерять все, начинает ценить жизнь.

Бараш лежит у дерева в прострации
Фото: mobillegends.net

В 83 серии, когда изобретатель-самоучка Пин спрашивает о добре и зле, потом переключается на исследование земли, Кар-Карыч удовлетворенно говорит, что на этот раз Кузинатра не понадобилась.

Этим можно подтвердить предположение о том, что Кар-Карыч придерживается эпикурейства и навязывает его остальным персонажам. Он считает, что важно, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится, и не задумывался о глобальном устройстве вселенной. Индивиду нужно довольствоваться малым, не погружаясь в философию.

В серии транслируется основная мысль: пытаясь понять глобальный смысл, можно лишиться сил, и его нет, это — фикция. Думать о глобальном смысле не нужно, стоит сосредоточиться на малом и довольствоваться тем, что есть. Иначе можно потерять душевное и физическое здоровье, и даже жизнь.

Единение с Тарковским

Кар-Карыч ведет Бараша по снегу
Фото: смотреть.фильмонлайн.рф

В мультфильме Кар-Карыч подталкивает Бараша на понимание эпикурейства — смысла жизни, заключающегося в повседневных делах. Например, о кровати, теплом супе и заботе близкого человека. О мелочах начинаешь мечтать, только потеряв их.

Поскольку в основе эпизода использовались мотивы фильма «Мертвец» и «Сталкер», получились достаточно глубокие, нестандартные мысли. Вышла мрачная, гнетущая и депрессивная атмосфера. Схожесть с легендарным американским фильмом-притчей 1995 года «Мертвец» можно заметить даже по саундтреку.

Можно найти немало общего в серии можно с арт-хаусного фильма Тарковского «Сталкер», разбор смысла которого у нас уже есть.

Бараш в своей комнате в сопровождении Карыча
Фото: abrakadabra.fun

Вначале, когда главный герой просыпается, камера медленно скользит по комнате. Это поисковый лейтмотив, на котором завязан фильм Тарковского. Также непонятная Кузинатра, которая способна дать зверю все, что он хочет.

Это аналогия Комнаты из «Сталкера», способная исполнить любое сокровенное человеческое пожелание. Схожесть есть и в минимализме, камерности действия на двух образах, отсутствии прямого пути и философия героев. Черты фильма можно проследить, когда Бараш не достигает своей цели, оказываясь дома.

Завершение мультфильма — единственный позитивный момент, который отличается от  «Мертвеца» и «Сталкера».

Интересные факты

  1. Слово «Кузинатра» — ошибка переводчиков романа «Карта судьбы» Роджера Желязны. Там главный герой спросил у сфинкса о чем-то зеленом, красном и кружащемся. Тот ответил, что это «лягушка в Кузинатре». Однако речь здесь у автора шла про кухонный комбайн, бренд которого стал нарицательным для техники. Переводчик решил этот момент скопировать и дословно не переводить.
  2. Когда друзья в 110 серии отправляются на корабль, то Крош говорит Барашу, что он думал, что тот пошел вновь Кузинатру искать.
  3. Когда Бараш умоляет Кар-Карыч отвести к Кузинатре, тот ему говорит, что если он не отведет его к Кузинатре, тогда ему «ценок». В переводе это означает конец. Слово придумал сам действующий персонаж в «Тайном обществе».
  4. Отсылка данной серии есть также в романе Лукьяненко «Новый Дозор». Там дочь главного действующего лица смотрит кино и слышит диалог о том, что герой хочет знать смысл жизни, и ему отвечают, что тогда ему нужна Кузинатра, дающая смысл.

На этом наш разбор серии «Смысл жизни» в Смешариках подошел к концу. Если у вас есть вопросы или предложения, обязательно пишите их в комментариях. А если вам больше по душе взрослое кино с глубоким смыслом, рекомендуем нашу подборку.

А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч!

Оцените статью
Добавить комментарий