В 2021 году в онлайн-сервисе Кинопоиск HD вышел 7-ми серийный сериал «Топи» по оригинальному сценарию Дмитрия Глуховского. Но до сих пор не угасают споры насчет концовки сериала: что же это все-таки было? Может быть Чистилище, или аллегория на современную Россию? Давайте разбираться вместе.
Если вы еще не видели трейлер русского сериала «Топи», то самое время его посмотреть.
Сюжет сериала
Пятеро москвичей отправляются в глубинку: у каждого из них разные цели, но все они надеются решить свои проблемы в архангельском монастыре.
Инициатор поездки – 30-летний программист Денис, у которого обнаружили неизлечимую опухоль. Традиционная медицина не дала результата, поэтому поездка в монастырь – его последний шанс на спасение.
За ним отправляется журналист Максим, который хочет узнать тайны скрытного IT специалиста, и сделать провокационный материал для газеты.
К ним присоединяется Катя – девушка, которую после долгих отношений бросил парень, а также Соня, сбежавшая с похорон матери от деспотичного отца. Пятой героиней оказывается Эля, попавшая в беду из-за буйного нрава своего жениха.
Героев объединяет боязнь проблем, и надежда на чудотворные свойства монастыря. Они пытаются сбежать от своей прошлой жизни: проблем, страхов и самих себя.
Однако надежды персонажей не оправдываются – вместо красивой картинки, как на сайте, они получают заброшенный монастырь, в котором нет даже священника. Поэтому герои остаются жить в деревне до прибытия поезда. Но никто из них даже не подозревал насколько затянется их поездка.
Смысл сериала
Смысл психоделического триллера «Топи» под авторством Глуховского до сих пор остается загадкой. Теорий существует много, в какую из них верить – выбирайте сами. Мы осветим несколько самых интересных и популярных интерпретаций.
Аллегория на Древнерусские сказки
В сериале много отсылок на древнерусские сказания о русалках, бабе Яге, Кощее и Василисе Премудрой. Сказочные отсылки дополняют хтоническую атмосферу сериала нотками мистицизма и загадочности.
Миловидная баба Нюра, которая за символическую плату принимает нежданных гостей у себя, напоминает Бабу Ягу. Она старается хорошо накормить своих гостей, предлагает им попариться в бане. Важно и то, что герои практически не едят мясо. За 7 серий герои лишь однажды кушают блюдо с ингредиентами неизвестного происхождения. За весь сериал мы видим одну козу на всю деревню.
Кощей – это Хозяин. У него есть средства, власть, а убить его практически невозможно. Здесь как в сказке:
«На острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, – смерть Кощея»
И хотя в последней серии Денис закалывает Хозяина отверткой, он все равно перерождается в ребенка. Получается, что старик в очках – бессмертное существо.
Местная ведьма Арина похожа на Василису Премудрую. Она так же, как и сказочная героиня, меняет облик, становясь не животным, а взрослой женщиной. Арина – это ведьма, которая использовала силу, чтобы переместиться в тело дочери.
С другой стороны, Арину можно считать вампиром, который питается энергетикой человека. Жизненные силы жертвы она получает только после секса. Мы видим это в 5 серии сериала.
Теория Чистилища
Есть другая теория, по которой все герои умерли в первой серии в автомобильной аварии, и попали в своеобразное Чистилище. Оно тут изображено, как отсылка на «Божественную комедию» Данте. В Чистилище находятся души, которые не попали ни в Рай, ни в Ад. Это заблудшие люди, которые не могут найти покой, навечно остаются в Посмертии.
Катя боялась постареть и не успеть ничего добиться в жизни. Так и получилось – она стала призраком в облике пожилой женщины. Старые друзья помнили ее, но не узнавали.
Денис пытался завершить свое приложение, сделать все правильно. Однако за желание охватить все и сразу он поплатился своей жизнью – во время убийства Хозяина он тонет в реке с отходами из химкомбината.
Соня хотела найти сестру и ее желание сбылось. Она увидела в монастыре призрак, который не мог выходить за его пределы. Никакие молитвы не смогли вытащить заблудшую душу в деревню.
Максим хотел рассказать всей Москве о происходящем в Топях, но не смог этого сделать. В итоге он получил должность главного редактора в издании, у него была солидная машина и девушка его мечты. Однако все это оказалось иллюзией – насмешкой Дьявола над ним. Он так и не смог реализоваться в профессии, так как вместо истины собирал сплетни об известных людях в желтом издании.
И наконец Эля. Она хотела стать независимой. Она пыталась сбежать от жениха, но в конце концов покорилась Хозяину в его образе. Эля умерла из-за неумения бороться со своим страхом.
Ключевая идея Чистилища здесь – невозможность выхода. Как бы герои не старались изменить свою судьбу, у них не получалось. Карма их настигала. Из деревни невозможно выбраться, а в конце зритель узнает, что железная дорога круговая.
Теория Ада
Все происходящее с героями – это их персональный Ад.
Идея персонализации Ада использовалась во многих фильмах – так можно вспомнить сериал «Люцифер». Там главный герой мучал грешников, заставляя переживать обстоятельства смерти, и последние минуты их жизни раз за разом.
И в «Дневниках вампира» есть такой пример. Там Деймон и Бонни оказались во временной петле, и не могли из нее выйти. Друзья не могли помочь друг-другу и вернуться к возлюбленным.
Тогда делаем вывод, что Хозяин Топей настоящий Дьявол, и объяснимы его способности перерождаться, менять свой вид, словно метаморфное существо.
Итак, персональный Ад в Топях – это воплощенные Хозяином страхи каждого героя. Денис боялся смерти, и в конце сериала он умер, пожертвовав собой.
Денис хотел связаться с матерью, вернуться в Москву. Однако из Топей невозможно было уехать. Все дороги вели в деревню — замкнутое пространство, из которого нельзя выбраться.
Соня хотела вернуть сестру, но на самом деле подсознательно боялась этого. Ведь когда она воскресла, то снова начала подшучивать над непорочностью и мнимой чистотой героини. Соня смогла остаться живой в Топях, однако навсегда стала заложницей монастыря.
Максим хотел работать в издании, и Хозяин назначил его главным редактором. Однако герой так и не узнал парадокса Топей, он не понял, почему исчезают люди, и как выбраться из деревни. Топи сломали его, и это – истинное воплощение его страха.
Катя очень боялась постареть и остаться одной. Деревня, будто прочитав ее страх, превратила девушку в забытую всеми старуху. Катя потеряла былую красоту и обаяние, оказалась никому не нужна. Герои пытались ее найти, но не узнали в скрюченной фигуре.
Эля очень боялась оказаться под чьей-то властью, но подчинилась Хозяину, который перевоплотился в главный ее страх – жениха. Эля горела идеей жить самостоятельно, стать независимой от мужчин, вопреки порядкам ее республики. Однако ее главный страх стал явью.
Чистилище и Ад схожи между собой – у жертвы нет выхода. Герои в Топях дезориентированы: они не понимают как двигаться дальше, и не осознают повтора событий. Цель Ада – наказание и мучение людей без права на искупление.
Ад не может быть общим для всех, хотя судьбы героев и переплетаются. У каждого героя есть свой страх, с которым жертва сталкивается один на один. В Чистилище люди проживают цикл событий, но Ад устроен сложнее, в нем есть завершенность и конечность. Денис и Эля умерли, тем самым покинув Топи.
Аллегория на Россию
Дмитрий Глуховский описал идею сериала, как аллегорию на Россию. Так автор поделился со зрителями воспоминаниями о своем детстве. Кстати, он также появился в 7 серии сериала в качестве камео.
Главная мысль такой интерпретации – пропитка людей пропагандой, роль которой в сериале выполняет вода, отравленная выбросами химкомбината. Но проблема людей не в употреблении воды, а в ментальности – они продолжают пить воду даже после того, как осознали ее сущность.
«Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад» — эта фраза является полной иллюстрацией поведения героев сериала в интерпретации Глуховского.
Каждый из героев характеризует тот или иной слой населения. М.А. Козлов – продажная милиция, которая даже не переименовалась по новой реформе.
Максим Кольцов – журналистика, которая также подвержена пропаганде и контролю. Сам Максим яро старается противостоять цензуре, стремясь писать правду.
Соня – верующее фанатичное население, которое не замечает внешних изменений.
Эля олицетворяет многообразие этнического состава России, которое желает автономии и независимости, однако в итоге подчиняется власти.
Денис — это предпринимательство, которому становится тесно в рамках государственного контроля экономики.
Катя – золотая молодежь, которая не умеет расставлять приоритеты и живет одним днем. Взять хотя бы начало ее истории – после расставания она легкомысленно запила таблетки алкоголем, хотя это могло ее убить.
Хозяина, в этом свете, можно рассматривать по-разному. Он и своеобразный властитель земель, устанавливающий свои порядки, и криминальный авторитет, который вышел из 90-х годов. У Хозяина есть власть, которая держится не только на запугивании. Два вольных зэка верят в его силу безусловно, и без веских на то подтверждений.
Мнение актеров о сериале
Актеры главных ролей, подтвердили, что русский сериал «Топи» можно рассматривать по-разному. Проект задумывался как вещь, которую каждый будет интерпретировать сам. Актеры уверены, что атмосфера съемок также воздействовала на их подсознание – им снились странные мистические сны. Это говорит о глубоком погружении в свои роли.
Какая бы теория сериала про деревню не пришлась вам по душе, все имеют право на существование, и подтверждаются аргументами. Мы надеемся, что наша статья помогла вам узнать больше о скрытом смысле и отсылках в сериале «Топи». Пишите в комментариях какая из теорий кажется вам наиболее правдивой.