Фильм «Одинокая женщина желает познакомиться» вышел на экраны в 1986 году. Сценарий, работа над которым была завершена уже через месяц, принадлежал перу Виктора Мережко. Это достаточно короткий срок для создания достойного сценария, но литератор отлично справился с задачей. Он писал работу, что называется «по горячим следам», поскольку однажды увидел на столбе объявление «Одинокая женщина желает познакомиться…». Сценарист, испытавший настоящий шок, не смог пройти мимо подобного крика души.
Дело в том, что во времена Советского Союза такое объявление могла написать только очень отважная, совсем уже отчаявшаяся особа. В официальных кругах считалось, что в нашей стране нет, просто не может быть женщин, озабоченных несостоявшейся судьбой, отсутствием супруга и детей. На самом деле их было очень много. Несоответствие количества женщин и мужчин началось еще со времен Великой Отечественной войны.
Виктор Мережко, пораженный увиденным объявлением, рассказал об этом жене. Но та не поверила сценаристу. Тогда он решил принести домой вещественное доказательство – само объявление. Добравшись до заветного столба, литератор понял, что опоздал. Объявление уже кто-то сорвал. Этот случай явился поводом для написания сценария, за который В. Мережко и режиссер картины В. Криштофович выслушали немало критики. Созданный ими фильм называли аморальным, эксперты всех мастей всерьез считали, что советская женщина просто не имеет право «предлагать» себя.
Сюжет картины незатейлив и прост. Портниха Клавдия Почукаева в свои 43 года вдруг остро почувствовала одиночество и невостребованность. Внешне ее жизнь выглядит вполне устроенной и комфортной. Сотрудница модного ателье зарабатывала неплохие деньги, брала индивидуальные заказы на дом. У нее прекрасная, уютная однокомнатная квартира, обставленная хорошей мебелью. Но у Клавы нет ни мужа, ни детей. В один из пустых, одиноких вечеров, женщина, со свойственной ей решительностью и прямолинейностью, занялась расклейкой объявлений.
Такие поступки были не приняты в советском обществе, но у Клавдии нет выбора. Она импульсивна и действенна, и высшие силы тут же дают ей ответ. В дверь звонит незнакомец. Однако Почукаева вовсе не рада его появлению, взрослая женщина с порога определила, что он ей не пара. Спившийся, не слишком опрятный мужчина вряд ли годится для совместной жизни, а хаоса вокруг себя Клава не потерпит. Однако в этом человеке есть что-то неординарное, и это прекрасно чувствует соседка Почукаевой, чуткая и внимательная Герра. Несмотря на внешнюю сухость, жесткость и даже жестокость, для Клавы имеет большое значение мнение окружающих. Она прислушивается к словам Герры, близко к сердцу принимает резкий разговор с заведующей мастерской.
Поступки Клавдии – сплошное противоречие. По своей натуре она не злая женщина, но часто поступает под влиянием импульса. В последних кадрах фильма Почукаева, пригревшая в своем доме Валентина, вдруг с яростью нападает на него, обвиняя в лености и иждивенчестве. И эта сцена говорит о многом, зрителям кажется, что Клава просто неумна и агрессивна. Она даже не обратила внимания, что Валентин старался сделать ей приятное, отблагодарить за ночлег хорошим обедом. И только тут ей становится известно, что он не иждивенец, а инвалид, получающий законную пенсию от государства. Валентин уходит от нее.
Чувствуя вину за неоправданную агрессию, Клава отправляется на поиски его бывшей жены. После разговора с ней Почукаевой становится ясно, что эта женщина вряд ли любила Валентина. Так тепло и нежно она говорит о своем новом муже, так открыто желает смерти бывшему супругу, не оправдавшему ее надежд на обеспеченную жизнь. И опять под влиянием импульса Клавдия отправляется искать Валентина, обходит все ближайшие пивнушки и очереди в винно-водочных магазинах.
Авторы фильма не дают зрителям точного ответа на вопрос – есть ли будущее у отношений Клавы и Валентина. Хочется верить, что есть, эти люди чем-то очень дополняют друг друга. Возможно, сухая, сдержанная женщина в теплых объятиях любящего мужчины сумеет отогреть свое замерзающее сердце. А самому Валентину просто нужна поддержка, он далеко не потерянный человек, умеет быть благодарным за участие в своей судьбе.
Конец фильма весьма символичен – Герра, потерпевшая полное фиаско с новым знакомым, под покровом ночной темноты развешивает объявления. Возможно, этой чуткой, нежной и умной женщине повезет больше, чем Клавдии.