Войне 1809 — 1818 годов между Россией и Речью Посполитой посвящено много произведений, в которых описан героический подвиг русского народа. Не только великие полководцы внесли в него свой вклад, но и простые крестьяне. Одним из таких народных героев был Иван Сусанин. Сегодня каждому известно это имя, но мало кто знает, чем славен этот человек.
Иван Сусанин – реальный исторический герой, который отвёл польских солдат, шедших в подкрепление к основному составу армии, в непроглядное болото, где они утонули.
В поэме Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» этот подвиг более романтизирован. По сюжету поэмы костромской крестьянин пожертвовал собственной жизнью, чтобы спасти молодого царевича Михаила Романова (его позже изберут на Российский престол) от польско-литовских солдат, обманув их и проводив в болото.
Эта драматическая история легла в основу одноименной оперы Михаила Глинки. За время работы над партитурой и репетициями опера неоднократно меняла название. «Смерть за царя» — ещё одно из рабочих названий, но к моменту премьеры оно было изменено царской цензурой на «Жизнь за царя». Даже человеку, не знакомому с подвигом Сусанина, становится понятно из этого названия, что герой погиб. Первоначальное название опере было возвращено в 1939 году.
Опера интересна тем, что в ней рассматриваются одновременно несколько сюжетных линий, которые дают зрителю много контрастных динамичных образов. Богатая польская знать ведёт праздный образ жизни, бедные русские крестьяне в тяжёлых для себя условиях находят место для песен и любви, польские солдаты не отягощают себя моральными принципами. Центральная фигура оперы — Иван Сусанин, собравший в себе все лучшие черты русского народа.
Сюжет оперы основан на сквозном развитии событий. Действие происходит недалеко от Москвы. Идёт русско-польская война, русский народ организовал сопротивление под руководством Минина и Пожарского. Ополченцев радостно встречает народ в первом действии. В это же время мы узнаём о любви Антониды Сусаниной к Богдану Собинину. За их любовью, прошедшей через многие испытания мы будем наблюдать в процессе развития сюжета.
У Сусанина есть приёмный сын Ваня, который мечтает поскорее уйти в ополчение. Роль не по годам повзрослевшего мальчика тоже развивается с течением событий.
Смерть Ивана Сусанина является драматической кульминацией, самым напряжённым моментом в опере, к которому на протяжении трех действий ведёт композитор.
В четвёртом действии происходит сцена в лесной глуши, в которой польские солдаты обвиняют русского героя в предательстве. Он в ответ исполняет свою полную смелости и достоинства последнюю арию.
Сусанин предчувствует свою близкую смерть, его слова полны печали и заботы о семье, о своей родной земле. Символична его уверенность в светлом завтра, которое наступит уже без него, благороден его бескорыстный подвиг, полна трагизма его последняя ария. Тембр голоса солиста, играющего роль Ивана Сусанина – бас, очень низкий мужской голос, это ещё больше усиливает драматизм сцены в лесу. В осознании Иваном близкой смерти нет суеты, он принимает необходимость своего подвига.
Солдаты-чужеземцы понимают, что останутся навсегда в этом лесу, и зверски убивают русского героя. Последние слова Сусанина: «Русь! Живи вовек!»
Но композитор не закончил произведение на смерти Ивана Сусанина. Эпилог произведения включает торжественные массовые сцены в освобождённой столице. В последней сцене народ узнаёт о подвиге и гибели героя. Хор «Славься, Русь моя!» является драматургической и динамической кульминацией оперы, которая подчёркивает величие, славу и героизм всего русского народа. Три различных хора объединяются в общий хор, это придаёт кульминации эпичность.
В опере много массовых хоровых и балетных сцен, которые органично вплетены в сюжетную линию. Именно благодаря им достигается национальный колорит оперы, и она интересна и актуальна сегодня.