«Не судьба»-часто можно услышать насчет несостоявшихся событий. А что такое судьба? Насколько важную роль она играет в нашей жизни?
Понятие судьбы фигурировало с начала развития культуры, отражая желания древних людей разобраться в устройстве мира. Судьба-это некая внешняя беспристрастная и обезличенная сила, которая ведет человека по начертанной тропе. По выражению философа Лосева, судьба, несмотря на ее «предельное отчуждение от людей», затрагивает каждого.
Выделяют целое философское и религиозное направление, называемое фатализмом. Фатализм предполагает убеждение в том, что все происходящее в нашей жизни уже определено, это взгляд на мир, в котором сценарий вашей жизни уже расписан до конца, и в реальность воплощается то, что уже заложено.
Философское понимание судьбы античных людей заключало в себе влияние природных стихий. В противоположность судьбе, фатуму, ставится жребий, понятие, добавляющее некую вариативность, в уже заложенный сценарий, привнося нотки индивидуальности. Судьба каждого человека в отдельности составляет общую фатум-систему. Широко известны образы богинь судьбы-мойр. Интересно, что у древних славян образы блага и несчастья в жизни человека так же представлялись в виде прях: красивой девушки и печальной старухи.
Русское самосознание всегда было тесно связано с православной культурой, и в творчестве писателей, затрагивающих религиозные темы, так или иначе находит отражение концепция судьбы и ее влияние на истории героев. Так, известный русский романист Достоевский в своих книгах часто косвенным образом изучал этот вопрос. Критики справедливо относят писателя к фаталистам: именно некий рок определяет разнообразные линии сюжета. Так, в романе «Идиот» князь Мышкин будто движется неотвратимостью своего выбора, отправляясь в дом Настасьи Филипповны, что приводит к печальным последствиям. Любые попытки героев повлиять на зловещий сценарий, оборачиваются трагедией, например, празднование дня рождения приводит к мрачным предсказаниям на основе Апокалипсиса и попыткой самоубийства.
Тут в сюжете как бы определен порог, начиная с которого свободная воля персонажей заканчивается, и происходит неизбежная цепочка событий, которая была предопределена их предыдущими решениями. Так, выбор Мышкина неотвратимо ведет читателя к финальной черте: роковой встрече двух соперниц и сумасшествию князя. Достоевский описывает жизненный путь человека, неумолимо диктуемый судьбой, путь, которой заканчивается несчастьем, но тем не менее представляет именно для этого человека его уникальный, индивидуальный способ познания бытия этого мира. И в этом страдании, в этой боли тоже есть своя ценность.
Философ Бердяев так же глубоко рассматривал проблему человеческой судьбы. Мыслитель считал, что человек страдает из-за того, что, с одной стороны, существует в измерении детерминизма и определенности, но сам стремится к другому существованию: в духовности и свободе. Сделать такое существование реальностью способен только акт творчества. Бердяев считал,что судьба проявляет себя не как неотвратимая роковая сила, а, наоборот, способна вести человека к осознанному выбору, при этом неоднократно обращаясь к творчеству Фёдора Михайловича Достоевского. Обрести свободу своей судьбы человек может только путем созидания.
Большое значение играют темы смерти и бессмертия. Мы очень привязаны к нашему материальному, физическому существованию, и вне зависимости от эпохи, будь это времена Достоевского или двадцать первый век, людям свойственен экзистенциальный страх и тягостное переживание осознания конечности своего бытия. И лишь преодолев их и осознав духовную сторону жизни через единение с Богом, человек способен обрести свою настоящую судьбу.