В дохристианские времена на Руси было нормальным называть человека по прозвищу. Даже многие правители удостаивались чести приобрести прозвище, которое отражало бы суть их характера. И действительно, прозвище собирало в себя основополагающую черту, которая выделяла человека. Например, князь Дмитрий получил прозвище Донской, за битву на Доне, а Александр Невский получил прозвище за успехи в боевых действиях на Неве. А вот Филипп Красивый получил прозвище, которое характеризовало его как человека с выдающиеся внешностью. Вот так в народе и приживались эти традиции, которые могли связывать имя человека, его характер, внешность, с прозвищем. Можно было подумать, что посмотришь на прозвище и сразу поймешь, с кем имеешь дело.
Но все не так просто. Прозвище могло иметь и переносный смысл, скрытый подтекст. Например, человека могли наградить прозвищем, которое являлось полностью противоположным по смыслу. Если человек отличался трусливостью и осторожностью, то его могли назвать «Храбрец». Таким образом прозвище имело саркастический характер, то есть насмешливый. Отсюда мы можем предположить, что прозвище зачастую имеет цель вынести отрицательную оценку личности. Это можно проследить и в школе, где среди детей популярно придумывание прозвищ друг другу. Если девочка обладает высоким ростом, то ее назовут Дылдой. А мальчика с веснушками — Рыжиком. Если кого-то назовут Тигром, то скорее всего из-за своей трусости.
В некоторых странах ребенку при рождении дают два или даже три имени, чтобы в будущем он мог сам определиться, какое имя выбрать. Поэтому второе или третье имя могло служить прозвищем. А вот в России дают одно имя, поэтому выбора здесь нет, приходится принимать то прозвище, которое дадут в школе. Говоря про школу, стоит отметить, что именно там формируются прозвища, пока дети находятся вместе, проводят много времени, играют. Во взрослой среде очень редко можно встретить ситуации, когда придумываются прозвища. Все-таки присвоение прозвища является ситуацией, когда против согласия человека, ему придумывают имя. Но дети не воспринимают общественные принципы, они живут по принципу игры. Именно поэтому большинство прозвищ формируется в детстве и переносятся во взрослую жизнь.
А что говорят про прозвища психологи? Некоторые связывают прозвища с формированием характера человека. Если ребенку присвоили насмешливое прозвище, то со временем он мог приобрести пробивной характер, который позволил бы добиваться успеха, несмотря на это клеймо. Но кого-то прозвище оставляло в таком же положении, в котором оно было придумано. Если нарекли ребенка «Боровом», то он до сих пор не похудел. А вот американские психотерапевты обнаружили, что люди с забавными прозвищами в 4 раза чаще страдают комплексами, часто обращаются к психологической помощи. Это может говорить о том, что дети имеют хорошее видение характера человека, придумывая ему наиболее подходящее прозвище.
Некоторые психологи утверждают, что отсутствие прозвища у ребенка говорит о его непопулярности в обществе. Словно присвоение прозвища связано с тем, что ребенка заметили, неважно при этом, отрицательное или положительное прозвище. Но это еще спорный вопрос, который стоит рассматривать под разными точками зрения.