Сочинение-рассуждение на тему «Уроки французского»

Сочинение-рассуждение на тему "Уроки французского" Сочинение

В литературе советского периода есть немало трогательных произведений о добре и зле. К ним относится и рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Короткое произведение не так однозначно, каким оно представляется с первого взгляда. Нетривиальный поступок учительницы, втянувшей своего ученика в игру на деньги, почему-то не выглядит чудовищным преступлением. Автор видит его актом доброты, милосердия, неравнодушия к маленькому голодному мальчику, живущему среди чужих людей. А сам 11-летний школьник, одинокий, потерянный, оборванный мальчишка – настоящий мужчина, стойко выдерживающий все жизненные трудности.

Счастливое будущее после победы так и не наступило. Тем семьям, где отцы вернулись с фронта, жилось легче, но нашему маленькому герою не повезло, его семья голодала. Однако мать решила учить старшего сынишку, умного, сообразительного мальчика, отправила его в районный центр, в среднюю школу. Со своей стороны женщина сделала все возможное: пристроила сына на квартиру к знакомой, с любой оказией отправляла ему продукты, даже деньги, которые в то время колхозники и в глаза не видывали. Но все было не впрок – хозяйские дети обворовывали мальчишку, большая часть хлеба и картошки, которую отправляла мать, таинственным образом исчезала.

Несмотря на это, мальчик хорошо учился – он прекрасно осознавал, для какой цели мать отправила его в «район», отрывая последние крохи от младших детей. Он стойко выдерживал все неприятности, никому не жаловался, мать все равно не смогла бы ему помочь, зато вполне могла бы забрать его из школы, а мальчик этого не хотел. Он сам нашел выход из положения – стал «зарабатывать» заветный рубль игрой на деньги, покупать на базаре молоко, чтобы просто не умереть с голоду. Ловкость и сноровистость деревенского парнишки пришлась не по душе самолюбивому Вадику, местный «криминальный авторитет» разом разрушил шаткое благополучие маленького героя. Вместе со своим подручным Птахой он жестоко избил своего конкурента.

В дело вмешалась классная руководительница, учитель французского языка Лидия Михайловна. Школьнику пришлось рассказать, почему он играет на деньги. Внимательная, неравнодушная Лидия Михайловна испробовала много средств, чтобы помочь своему ученику. Узнав, что мальчик голодает, она стала приглашать его к себе домой заниматься французским языком, пыталась оставлять на ужин. Но гордый, самолюбивый мальчик ни разу не принял ее приглашения. Лидия Михайловна пошла иным путем – оставила для мальчишки посылку с продуктами. Ее новая хитрость не удалась, содержимое посылки было таким необычным, что мальчик сразу догадался, из чьих рук он получил эти бесценные дары.

И тогда учительница решилась на новый ход – стала играть с мальчиком на деньги, чтобы хотя бы таким образом поддержать его. Через несколько «занятий» ловкий парнишка начал выигрывать, у него опять появились деньги на молоко. Но эта идиллия разрушилась так же скоро – шумные игроки, яростно доказывающие друг другу свою правоту, привлекли внимание директора. Лидии Михайловне пришлось уволиться, но она сделала все, чтобы при этом не пострадал ее ученик. Возможно, учительнице нужно было просто взять этого мальчика к себе на квартиру. И тогда проблемы с питанием у способного школьника были бы решены самым лучшим образом.

Но она поступила по-другому, и вряд ли нам стоит судить эту учительницу. Несмотря на ее неправильный поступок, Лидия Михайловна вызывает большее уважение, чем директор школы, равнодушный Василий Андреевич, который только и мог распекать учеников, совершенно не вдаваясь в причины, по которым они совершали неблаговидные поступки. Два человека в этом рассказе вызывают искреннее сочувствие и уважение — упорный и стойкий маленький герой и его учительница Лидия Михайловна.

Оцените статью
Добавить комментарий