Сейчас смотреть пьесу А.П.Чехова интересно, но смысл ускользает. Прошло больше века, герои выглядят смешными, их действия не всегда понятны. Это связано с изменившимся культурным фоном, контекст современным зрителям знаком слабо.
В пьесе автор рассказывает о невеселом процессе продажи родового имения. Разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская вернулась из Франции, пытается найти выход из неприятного положения. Ее окружение: брат Гаев, дочь Аня и воспитанница Варя помогают ей в меру своих способностей.
Реальные действия предпринимает испытующий к ней теплые чувства купец Ермолай Лопахин, сын бывшего крепостного Раневских. Активно участвует в событиях влюбленный в Аню вечный студент Петр Трофимов.
Реалист Лопахин все время пытается найти пути к спасению усадьбы, а Раневская ведет себя крайне неразумно. По ходу пьесы зритель начинает догадываться о неизбежном исчезновении дворянства. Раневская и ее брат Гаев оторваны от реальности, их действия нелепы и вредны. Помещица не знает цену деньгам, сорит ими бездумно. Близких, любящих ее людей, не замечает. Бодро прогуляла наследство, оставив дочь Аню в ужасном положении. Отвергает реальный план Лопахина, предпочитая страдать и бездействовать.
Зато содержала до последнего проходимца-любовника, на которого и истратила последние деньги от продажи зарубежной недвижимости, незнакомым нищим дает сумасшедшую милостыню. И при этом возвышена, благородна, полна благих намерений. У Гаева много планов, но он неспособен их реализовывать. Они олицетворяют уходящее дворянство, нищающее и вырождающееся в откровенно паразитирующий класс.
Ермолай Лопахин – человек действия. Сначала он предлагает выход: вырубить вишневый сад и, поделив на участки, сдавать арендаторам. Потом, когда Раневская и Гаев иррационально отвергают этот план, надеясь выиграть торги на деньги, присланные тетей для спасения ситуации, он сам выкупает имение. Раневская собирается в Париж к любовнику тратить тетушкины деньги, Гаев остается, найдя работу в банке, Трофимов едет в Москву на очередную учебу, Аня едет с ним учится в гимназии и поджидать мать после очередного разорения.
Чехов считал, что написал комедию, зрители и критики восприняли ее как среднее между драмой и трагикомедией. Условно, Раневская и Гаев — романтичные символы прошлого, Лопахин — жесткого настоящего, а Трофимов и Аня — туманного грядущего времени. А вишневый сад за пределами сцены — Россия в переходной период становления капитализма. Прекрасное в быту дворянство погрязло в долгах и тянет на дно всех окружающих.
Если смотреть на поступки антагонистов пьесы, оценка Лопахина и Раневской поменяется. Женщина просадила большие деньги на прихоти, роскошный образ жизни и любовников. Случайностью это быть не может. После утраты имения она на присланные тетей в помощь деньги собирается снова в Париж, содержать любовника, а потом планирует сесть на шею дочке.
Лопахин покупает сад, спасает Раневскую от долгового обременения. Ему предстоит большая работа по оправданию этой покупки, что бы она приносила выгоду. Он фактически продлевает беззаботную жизнь прежней хозяйки из-за эмоциональной привязанности, ввязываясь в рискованное дело.
В пьесе много абсурдных реплик, которые нельзя однозначно истолковать. Сцены тоже можно понять по разному. Например, забытый всеми в финале старый слуга Фирс может быть символом преданности, примером предательства, образцом неповоротливости и необходимостью избавляться от пережитков прошлого.
Все произведения Чехова печальны и добры. Поэтому их помнят.