Знаете ли вы, что русскому царю Николаю Первому очень не понравился лермонтовский «Герой нашего времени»? Он считал, что идеальным главным героев был бы не Печорин с его прекрасной наружностью и ледяным сердцем, а добрейший, хотя и недалекий Максим Максимыч. На самом деле недоумение императора разделяют и многие читатели, считающие Печорина крайне неприятным типом. Достаточно вспомнить бедняжку Бэлу, с которой он поступил как с игрушкой, Веру, которую Печорин, похоже, довел до смертельной болезни, и даже Грушницкого, который вызывает одновременно и сочувствие и отвращение. И, судя по отдельным намекам, это далеко не все жертвы Печорина, хотя, как показывает нам рассказанная в «Тамани» история, порой Печорин и сам становится жертвой проходимцев.
А если вам интересно, что было с героем дальше, рекомендуем наше краткое содержание.
Так почему же этот аморальный тип назван «героем»? Лучший ответ на этот вопрос дал сам Лермонтов, ясно сказав, что Печорин — герой своего времени, типичный портрет того поколения, к которому принадлежал и сам Михаил Юрьевич. Не все Печорины хороши собой и прекрасно образованы, не всем им свойственна хладнокровная отвага и презрение к опасности, но все они больны скукой и разочарованием.
Сам Печорин превосходно дает «диагноз» своего душевного состояния, рассказывая, как сама жизнь с детства научила его не доверять людям и лицемерить. При этом крайне наивно называть его продуктом среды, результатом уродливого воспитания, как это делали некоторые советские критики. У Печорина слишком холодный и ясный ум, чтобы видеть в нем несчастную жертву. Он ясно видит свои пороки, понимает, что впустую тратит свои силы и способности, но то ли не чувствует в себе сил, чтобы изменить свою жизнь, то ли втайне наслаждается своими уникальными переживаниями. Возможно, Максим Максимыч отчасти прав, когда говорит своему случайному попутчику, что такие молодые люди — типичные столичные штучки. Хотя, судя по русской классике, и в глухой провинции хватало молодых и не очень мужчин, которым отлично подходит хрестоматийное определение «лишнего человека»,
И все-таки не вся Россия состояла из Печориных, скучающих юношей с душой восьмидесятилетних старцев, в изобилии населяющих русскую литературу. Среди русских дворян, как аристократов, так и тех, кто выслужился из простонародья, хватало превосходных храбрых офицеров, отважных первооткрывателей и разведчиков, талантливых писателей, рачительных хозяев и выдающихся ученых, хотя во времена Лермонтова и его героя научная карьера все еще считалась малоподходящей и почти неприличной для дворянина. Если бы российское дворянство состояло из одних Печориных, то и Россия не стала бы великой державой, а так и осталась бы на задворках Европы. Ну а простым людям некогда было скорбеть из-за своей непонятости — у них хватало других проблем!
Так откуда берутся Печорины? На этот вопрос можно найти несколько альтернативных ответов, и не один из них не будет полностью удовлетворительным. Советские литературоведы, а также критики 19 века начиная с Белинского (пусть и не все) винили в появлении подобных Печорину людей саму атмосферу николаевского царствования, с ее закручиванием гаек и подавлением всякой свободной мысли. Но им отвечают оппоненты, напоминающие, что именно в эпоху Николая Первого проявили себя величайшие русские прозаики девятнадцатого века, включая Гоголя, Гончарова, Тургенева, молодых Достоевского и Льва Толстого. Другие считают, что Печориных создавала пустота светской жизни, хотя молодой человек с умом,энергией и талантами мог найти себе и другие занятия. Третьи же полагают, что Печорина сформировала его семья и его наставники, которые с детства высмеивали в мальчике любые искренние чувства и порывы и принуждали его вести двойную жизнь и стыдиться самого себя. Скорее всего, здесь сработало и то, и другое, и третье и еще масса разнообразных причин, в которых не разберется до конца ни один вдумчивый критик и ни один самый внимательный психолог. Так что лучше оставить эти штудии и снова взяться за роман, переживая заново все превратности судьбы «Героя нашего времени».
Печорин — одна из самых загадочных личностей в русской литературе. Прочитав роман уже в зрелом возрасте, я поняла, что поступки Печорина (его отношение к Бэле, Мери, Вере и даже преднамеренное желание оскорбить, разозлить Грушницкого) — обидны, унизительны, жестоки по отношению к этим людям. Почему Печорин так ведет себя, во все вносит разлад, не считается с чувствами других людей, заставляет их страдать? Трудно сказать, трудно понять. Видимо, в душе самого Лермонтова жила горькая обида. Лермонтов — крайне противоречивая личность: с одной стороны, «Когда волнуется желтеющая нива» и «Выхожу один я на дорогу», где поэт добивается гармонии с природой, с миром. с самим собой; с другой — «Герой …»
Спасибо за содержательную статью.