Смысл австрийского триллера «Спокойной ночи, мамочка»

Смысл австрийского триллера «Спокойной ночи, мамочка» Смысл фильма

Неискушенному зрителю может показаться, что завораживающий, отточенный триллер «Спокойной ночи, мамочка» с холодностью и педантичностью препарирует тему детской жестокости и немотивированного насилия. Но это не так. В проекте австрийцев Вероники Франц и Северина Фиала просматривается не прямолинейный саспенс с кучей слешеров и боди-хорроров, а тонкий психологизм истории об утрате семейных ценностей. Это камерный психологический триллер, разыгранный на трех действующих лиц – мать и два 10-летних сына-близнеца.

Пролог фильма. Молодая женщина поет сыновьям колыбельную Брамса «Завтра утром, если Богу угодно, ты проснешься». Маленькие ангелочки ‒ близнецы Элиас и Лукас ‒ целуют мамочку и желают спокойной ночи. Отец из семьи ушел, им теперь придется жить по-другому.

Отправная точка сюжета. Женщина возвращается из больницы в свой богатый, леденяще изысканный и стерильный дом. После пластической операции её лицо скрыто под бинтами. Дети узнают лишь знакомые глаза той, чей благородный облик привыкли видеть с самого рождения. Но больше всего ребят настораживает необычное поведение матери: она злится, грубит, требует тишины и темноты, устанавливает странные правила поведения, не выносит присутствия животных. Когда она безжалостно заливает водой террариум с их мадагаскарскими тараканами, мальчики приходят в ужас: наша мама так бы не сделала. В детские души закрадывается сомнение в том, что это их мать, а не какая-то самозванка. Слетевшая с губ обыденная фраза ‒ с пожеланием мамочке спокойной ночи ‒ лишена искренности, она вымученная и неискренняя. Но женщина не замечает фальши. Запускается маховик механизма, который раскручивает садистский квест по определению сыновьями «подлинности» их матери.

Финальные кадры. Красивый артхаусный дом, расположенный у кукурузного поля на живописном берегу озера, охвачен пламенем пожара. Уцелевших нет, как нет и обгоревших тел. Камера выхватывает фигуру женщины в желтом платье, которая удаляется в сторону леса.

Эпилог фильма. Братья-близнецы Элиас и Лукас бегут по кукурузному полю навстречу маме. Все трое сусально улыбаются, обнимаются и выглядят абсолютно счастливыми.

По всему хронометражу авторами картины разбросаны триггеры ‒ визуализированные сюжетные якоря, которые помогают верному восприятию происходящего на экране. Их сопоставление и анализ открывают зрителю смысл фильма.

Ключевым является понимание того, что на самом деле в доме только один ребенок ‒ Элиас. Лукас живет лишь в воображении брата-близнеца. Это поясняют кадры с игрой мальчиков в прятки на природе. Когда Элиас открыл глаза, чтобы идти искать брата, то увидел лишь круги на водной глади озера.

То, что ребёнок погиб в результате несчастного случая, подтверждают действия матери. Утром она готовит только одну смену одежды и только один завтрак, не отвечает Лукасу до тех пор, пока просьбу не озвучит его брат. Она попросту не видит второго сына, который является плодом воображения Элиаса.

В жестоких сценах насилия именно Лукас олицетворяет собой обезличенное зло: он первым появляется в маске оккультного вида, инициирует пытки, подстрекает брата к тому, чтобы издеваться над женщиной без лица до тех пор, пока она не докажет, что является их матерью. Во время последней «экзаменовки мамочки на подлинность» Лукас держит в руках горящую свечу, угрожая поджечь дом с самозванкой.

Оригинальное немецкоязычное название ‒ Ich seh ich seh ‒ фильму дала одноименная детская игра «Я вижу, я вижу». В ней по описанию надо отгадать видимый ведущим объект, который скрыт от глаз игрока. Этот тест стал решающим для Элиаса и его Mutter. Она тщетно пытается донести до ребенка мысль о том, что он галлюцинирует. Он не верит, что потерял брата, не воспринимает уверений, что в гибели Лукаса нет его вины. Дело в том, что некоторое время мать шла на поводу у психически травмированного Элиаса: подыгрывала ему, прикидывалась, что оба сына в доме. После возвращения из больницы она отказалась это делать, о чем свидетельствует фраза из телефонного разговора с психоаналитиком: «…я больше не могу его обманывать».

В финале фильма Элиас предлагает матери, совершенно изуродованной и обессилевшей от издевательств, поиграть в «Я вижу, я вижу». С подростковой настойчивостью и нездоровым упорством он предлагает отгадать, что в данный момент делает Лукас (на экране показано, что тот держит возле оконного занавеса горящую свечу). Очевидно, что мать не может одержать победу в игре, ведь один сын ‒ лишь плод воображения другого. Раздосадованный Элиас выхватывает свечу из рук Лукаса, подносит к шторам – вспыхивает пожар.

Шокирующий триллер «Спокойной ночи, мамочка» (2014) снят с некоторой созерцательностью, сознательной холодностью и отстранённостью. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть, как совершенно незаметно для себя взрослый может стать для своего ребенка никем, чужим, самым ненавидимым существом в мире. Мать не сумела понять сына и вовремя ему помочь. Результат ‒ жуткая семейная трагедия, разыгравшаяся в артхаусном доме, расположенном у кукурузного поля, недалеко от живописного озера.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Leopold

    Там все не так просто. Как быть с фотографией,на которой изображены 2 одинаковые женщины.

    Ответить
  2. Лиза

    А как же сцена где мать голая ходит по лесу?

    Ответить
  3. Фантом

    ….параноидальное сознание авторов фильма так и не нашло обратной связи со зрителем. Ничего шокирующего, ничего жуткого….я бы сказал хрень полнейшая! Рецензия на фильм далека от увиденного.

    Ответить
  4. Алекс

    Так, млять, что же произошло? Что за фильмы такие? Я тоже с похмелья такие вижу. И такое где мне надо самому додумывать сюжет очень раздражает. Что же в конце концов там было? ненастоящие дети, ненастоящие мамы, зато, млять, настоящие фото с двумя бабами. И что?

    Ответить
  5. Иван

    Нет. Насчет «подлинности» Mutter ответ неочевиден совсем. И дело не в родинке, линзах и фотографии с подругой. Мне непонятна мотивация ответить неверно на вопрос о любимой песне Лукаса. Она реально не знала верный ответ.

    Ответить
  6. Дазай

    Я думаю, что если бы они хотели показать трагедию в семье, то они бы не добавляли сцены с тем, как их мать ходила голой по лесу и очень быстро мотала головой, от таких резких и быстрых движений у человека бы шея свернулась, и ещё может быть я ошибаюсь, но был момент, когда мать стала так сказать душить своего сына, но потом опомнилась, не думаю, что мать вообще смогла бы такое сделать, а также момент, где сын спросил любимую песню брата, она ничего не смогла ответить.

    Ответить
    1. сссс

      на счет голой в лесу, это был сон Элиаса, можно заметить что после этого сна Лукас тоже проснулся. про момент где она якобы душит, она его тогда не душила, а крепка захватывала что бы успокоить, я такое где то уже видела. А по поводу песни я тоже не поняла?

      Ответить
  7. Марина

    Но если второго близнеца нет, то свечу он не держал и дом не горел — значит, и маман уже тогоечки от горя( беда, в общем. А в лес голая она ушла поорать, чтоб не пугать сына

    Ответить