Неискушенному зрителю может показаться, что завораживающий, отточенный триллер «Спокойной ночи, мамочка» с холодностью и педантичностью препарирует тему детской жестокости и немотивированного насилия. Но это не так. В проекте австрийцев Вероники Франц и Северина Фиала просматривается не прямолинейный саспенс с кучей слешеров и боди-хорроров, а тонкий психологизм истории об утрате семейных ценностей. Это камерный психологический триллер, разыгранный на трех действующих лиц – мать и два 10-летних сына-близнеца.
Пролог фильма. Молодая женщина поет сыновьям колыбельную Брамса «Завтра утром, если Богу угодно, ты проснешься». Маленькие ангелочки ‒ близнецы Элиас и Лукас ‒ целуют мамочку и желают спокойной ночи. Отец из семьи ушел, им теперь придется жить по-другому.
Отправная точка сюжета. Женщина возвращается из больницы в свой богатый, леденяще изысканный и стерильный дом. После пластической операции её лицо скрыто под бинтами. Дети узнают лишь знакомые глаза той, чей благородный облик привыкли видеть с самого рождения. Но больше всего ребят настораживает необычное поведение матери: она злится, грубит, требует тишины и темноты, устанавливает странные правила поведения, не выносит присутствия животных. Когда она безжалостно заливает водой террариум с их мадагаскарскими тараканами, мальчики приходят в ужас: наша мама так бы не сделала. В детские души закрадывается сомнение в том, что это их мать, а не какая-то самозванка. Слетевшая с губ обыденная фраза ‒ с пожеланием мамочке спокойной ночи ‒ лишена искренности, она вымученная и неискренняя. Но женщина не замечает фальши. Запускается маховик механизма, который раскручивает садистский квест по определению сыновьями «подлинности» их матери.
Финальные кадры. Красивый артхаусный дом, расположенный у кукурузного поля на живописном берегу озера, охвачен пламенем пожара. Уцелевших нет, как нет и обгоревших тел. Камера выхватывает фигуру женщины в желтом платье, которая удаляется в сторону леса.
Эпилог фильма. Братья-близнецы Элиас и Лукас бегут по кукурузному полю навстречу маме. Все трое сусально улыбаются, обнимаются и выглядят абсолютно счастливыми.
По всему хронометражу авторами картины разбросаны триггеры ‒ визуализированные сюжетные якоря, которые помогают верному восприятию происходящего на экране. Их сопоставление и анализ открывают зрителю смысл фильма.
Ключевым является понимание того, что на самом деле в доме только один ребенок ‒ Элиас. Лукас живет лишь в воображении брата-близнеца. Это поясняют кадры с игрой мальчиков в прятки на природе. Когда Элиас открыл глаза, чтобы идти искать брата, то увидел лишь круги на водной глади озера.
То, что ребёнок погиб в результате несчастного случая, подтверждают действия матери. Утром она готовит только одну смену одежды и только один завтрак, не отвечает Лукасу до тех пор, пока просьбу не озвучит его брат. Она попросту не видит второго сына, который является плодом воображения Элиаса.
В жестоких сценах насилия именно Лукас олицетворяет собой обезличенное зло: он первым появляется в маске оккультного вида, инициирует пытки, подстрекает брата к тому, чтобы издеваться над женщиной без лица до тех пор, пока она не докажет, что является их матерью. Во время последней «экзаменовки мамочки на подлинность» Лукас держит в руках горящую свечу, угрожая поджечь дом с самозванкой.
Оригинальное немецкоязычное название ‒ Ich seh ich seh ‒ фильму дала одноименная детская игра «Я вижу, я вижу». В ней по описанию надо отгадать видимый ведущим объект, который скрыт от глаз игрока. Этот тест стал решающим для Элиаса и его Mutter. Она тщетно пытается донести до ребенка мысль о том, что он галлюцинирует. Он не верит, что потерял брата, не воспринимает уверений, что в гибели Лукаса нет его вины. Дело в том, что некоторое время мать шла на поводу у психически травмированного Элиаса: подыгрывала ему, прикидывалась, что оба сына в доме. После возвращения из больницы она отказалась это делать, о чем свидетельствует фраза из телефонного разговора с психоаналитиком: «…я больше не могу его обманывать».
В финале фильма Элиас предлагает матери, совершенно изуродованной и обессилевшей от издевательств, поиграть в «Я вижу, я вижу». С подростковой настойчивостью и нездоровым упорством он предлагает отгадать, что в данный момент делает Лукас (на экране показано, что тот держит возле оконного занавеса горящую свечу). Очевидно, что мать не может одержать победу в игре, ведь один сын ‒ лишь плод воображения другого. Раздосадованный Элиас выхватывает свечу из рук Лукаса, подносит к шторам – вспыхивает пожар.
Шокирующий триллер «Спокойной ночи, мамочка» (2014) снят с некоторой созерцательностью, сознательной холодностью и отстранённостью. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть, как совершенно незаметно для себя взрослый может стать для своего ребенка никем, чужим, самым ненавидимым существом в мире. Мать не сумела понять сына и вовремя ему помочь. Результат ‒ жуткая семейная трагедия, разыгравшаяся в артхаусном доме, расположенном у кукурузного поля, недалеко от живописного озера.
Там все не так просто. Как быть с фотографией,на которой изображены 2 одинаковые женщины.
А как же сцена где мать голая ходит по лесу?
….параноидальное сознание авторов фильма так и не нашло обратной связи со зрителем. Ничего шокирующего, ничего жуткого….я бы сказал хрень полнейшая! Рецензия на фильм далека от увиденного.
Так, млять, что же произошло? Что за фильмы такие? Я тоже с похмелья такие вижу. И такое где мне надо самому додумывать сюжет очень раздражает. Что же в конце концов там было? ненастоящие дети, ненастоящие мамы, зато, млять, настоящие фото с двумя бабами. И что?
Нет. Насчет «подлинности» Mutter ответ неочевиден совсем. И дело не в родинке, линзах и фотографии с подругой. Мне непонятна мотивация ответить неверно на вопрос о любимой песне Лукаса. Она реально не знала верный ответ.
Я думаю, что если бы они хотели показать трагедию в семье, то они бы не добавляли сцены с тем, как их мать ходила голой по лесу и очень быстро мотала головой, от таких резких и быстрых движений у человека бы шея свернулась, и ещё может быть я ошибаюсь, но был момент, когда мать стала так сказать душить своего сына, но потом опомнилась, не думаю, что мать вообще смогла бы такое сделать, а также момент, где сын спросил любимую песню брата, она ничего не смогла ответить.
на счет голой в лесу, это был сон Элиаса, можно заметить что после этого сна Лукас тоже проснулся. про момент где она якобы душит, она его тогда не душила, а крепка захватывала что бы успокоить, я такое где то уже видела. А по поводу песни я тоже не поняла?
Но если второго близнеца нет, то свечу он не держал и дом не горел — значит, и маман уже тогоечки от горя( беда, в общем. А в лес голая она ушла поорать, чтоб не пугать сына