Фильм Андерса Томаса Йенсен «Адамовы яблоки» (2005 год) представляет собой весьма необычную трагикомедийную драму. Зрителю она может показаться житейской историей из разряда «нарочно не придумаешь», а может обернуться изящной неопритчей без отчетливо выраженной морали. Датский кинематографист, которому присуще тяготение к черному юмору и элементам стеба, наполнил свою работу глубоким философским смыслом. Здесь много отсылов: к ветхозаветному сюжету про Иова, к евангельскому рассказу об искушении Иисуса Христа Дьяволом, к основам теорий религиозного и атеистического экзистенциализма. Получилась история одновременно простая и утонченная – такое бывает, когда за дело берется настоящий мастер жанра. Этакая киношутка с многослойным подтекстом: о вечном противостоянии добра и зла, о милосердии и человеколюбии, о метаморфозах людских взаимоотношений. А еще – о смысле жизни и судьбе, о том, что только сам человек решает, в какой реальности жить, за что бороться и что в итоге получать.
Драматургически фильм решен в ключе противостояния двух главных персонажей: осужденного неонациста, присланного на исправительные общественные работы в небольшое датское поселение, и местного священника, исполняющего обязанности сельского декана.
- Адам Оле Петерсен – бритоголовый ультраправый, циничный и жестокий громила с кулаками, бывший лидер неонацистской группировки, безбожник и дьявол во плоти.
- Ивэн Фельстед – крайне праведный пастор сельского прихода, блаженный и одновременно эксцентричный священник, известный своим неординарным отношением к религиозным канонам.
- Адам на три месяца направлен в приход Ивэна, чтобы после условно-досрочного освобождения пройти здесь испытательный срок. Пастор полон решимости наставить заблудшего на путь истинный. На его счету уже перевоспитание многих: падшей женщины Сары Сведсен, бывшего надсмотрщика концлагеря Поля Нордкапа, алкоголика и насильника Гуннара, грабителя Халида. А вот предводитель банды скинхедов настроен агрессивно и по-боевому. Он намерен немного отсидеться в глуши и вернуться к своему прежнему занятию – бороться с несовершенством мира с помощью экстремистских действий.
- Основная интрига фильма: кто из героев победит – блаженный священник Ивэн, все существование которого заключено в отрицании зла, или сотканный из гнева и насилия неонацист Адам, воплощающий то самое зло. При этом история запараллелена: как Адам искушает Ивэна безверием, так и Ивэн искушает Адама верой.
Образы героев-антиподов сильно утрированы, чтобы подчеркнуть, что один из них попадает в совершенно чуждый ему мир, который еще более безумен и фанатичен, чем он сам. Захлебывающийся от внутренней агрессии скинхед сталкивается с культом самоотверженной веры и послушания благочестивого лютеранина. Главный смысл фильма в том, что время, которое Ивэн и Адам вынужденно проводят вместе, неожиданным образом изменяет обоих. По мере того, как развивается сюжет, у каждого наступает новый этап жизни, полный удивления и моральной перезагрузки.
По сюжету фильма Адаму поручено ухаживать за фруктовым деревом в церковном саду: взрастить его, получить к осени плоды, чтобы испечь для паствы яблочный пирог. Однако простая задача оборачивается целой чередой проблем – то дерево пожирают гусеницы, то назойливые птицы клюют урожай, то в дело вмешиваются радикалы. Поначалу Адам дал обещание выполнить поручении в шутку, чтобы пастор отстал от него со своими нравоучениями. Но постепенно оказывается, что все гораздо сложнее. Примечательна сцена ограбления магазина, когда каждый берет то, что ему нужно: Гуннар – еду и выпивку, Халид – деньги, Адам – микроволновку, чтобы испечь яблочный пирог.
Создатель фильма заворачивает в обертку из черного юмора библейские сюжеты, приправляет фривольными шутками философские положения экзистенциализма. Он изображает душу Адама в виде яблони – древа познания добра и зла из Эдемского сада. Не него обрушивается божий гнев в виде казней египетских (черви сомнений, вороны общественного мнения и прочее). Яблоня буквально превращается в горящий куст, наподобие тернового. Ну, а яблочный пирог в финале – это подношение просветленного и обновленного человека своему Крестителю.
Главный инструментарий фильма – библейские аллюзии – можно изменить на скандинавскую мифологию: вспомнить воронов Хугина и Мунина, молодильные яблоки и мировое древо Иггдрасиль. Смысл фильма от этого нисколько не изменится и не утратит своей метафоричности: пирог из адамовых яблок — как символ обретенной веры, переосмысления своих ценностей и перерождения. В итоге происходит чудо: Адаму Петерсону удается увидеть истинную ценность жизни и выбрать между реальностью навязанной и той, которую создал сам. Главный герой в полной мере познает истину: борясь с другой верой – обретаешь собственную.
В финале сюжет«Адамовых яблок» закольцовывается: на общественные работы к блаженному праведнику прибывают новые заблудшие души. Всех ждут мировоззренческие потрясения и чудеса, о которых они даже не подозревают. Ведь, как известно, у человека «в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её… как может».
Отличный фильм!Можно и посмеяться и задуматься
Фильм сложный, после него тянет прочесть «Ветхий Завет» . Очень много аллегорий и отсылок. Однозначно советую к просмотру.
А что вам понравилось в этом фильме?