«Человек — швейцарский нож» — это абсурдная и вызывающая множество вопросов трагикомедия, а не один из лучших боевиков. Перед нами первая масштабная работа Дэниэла Шайнерта и довольно известного комедийного режиссера Дэна Квана. Творческое амплуа Шайнерта довольно далеко от комедиантского, по признанию самого сценариста и режиссера. Он более предрасположен к созданию фэнтезийных миров. Для понимания фильма важно оценить историю зарождения идеи.
Так что сегодня поговорим о смысле фильма «Человек-швейцарский нож», и пройдемся по сюжету картины.
Сюжет фильма
Сюжет фильма сильно выходит за рамки привычных , может показаться бредовым и даже отталкивающим. Поэтому зрителю изначально нужно настроится на то, что все происходящее на экране — это одна большая метафора внутреннего становления личности.
Молодой человек по имени Хэнк оказывается в изоляции на необитаемом острове и, в отличие от всех известных нам героев книг и кино, решает не противостоять миру и выжить, а, впав в крайнее отчаяние, повеситься. Находясь уже на грани ухода из жизни, Хэнк обнаруживает труп молодого человека примерно его же возраста (роль исполняет Рэдклифф). Обрадовавшись человеку, и тут же убедившись в том, что он давно мертв, Хэнк уже было впадает в отчаяние еще большее, однако неожиданно обнаруживает у трупа способность вырабатывать огромное количество газов и, на этой тяге, используя мертвое тело как аквабайк, перебирается на другой берег.
Там он обнаруживает у трупа еще множество «талантов». Например, он может быть источником пресной воды, так как она фонтаном хлещет из его рта, может использоваться как компас (пенис, всегда указывающий на север). В какой-то момент, труп, у которого, оказывается есть имя, Мэни, вступает с Хэнком в контакт, общается с ним, они в каком-то смысле становятся друзьями.
Хэнк при помощи Мэни отправляется домой, попутно репетируя предполагаемое свидание с Сарой, с замужней женщиной, в которую он влюблен, но не смог даже подойти.Однако герой, наметивший себе путь, решает идти именно к ней. В пути на друзей нападает медведь. Хэнк, абсолютно против своей натуры, даже борется с ним и побеждает, отделавшись тяжелым ранением. Мэни тащит товарища к дому Сары, та вызывает полицию и скорую. Однако главный герой решает не остаться рядом с любимой женщиной, а сбежать с другом-трупом, чтобы того не похоронили.
Хэнка принимают за безумца, а Мэни, на глазах у множества свидетелей, уходит в открытое плавание в море, на тяге газов собственного кишечника. Фильм заканчивается на этой абсурдной ноте.
Смысл фильма
В чем же может быть трагический символизм в этой, казалось бы, абсурдистской комедии? Дело в том, что согласно теории Юнга об архетипах, живущих в человеческом сознании, то что происходит в этом фильме — это классическое путешествие в бессознательное человека, тот самый «путь героя», который мы видим в каждом художественном произведении, но в концентрированном виде. Для начала разберемся кто есть кто в этом произведении.
Главный герой, Хэнк. Нам даются такие его характеристики, как неприспособленность к жизни, инфантильность, отсутствие адаптации, однако и творческая сила, воображение.
Хэнк — это классическое представление внутреннего ребенка, еще не влившегося в социум (поэтому необитаемый остров, отчужденность, одиночество), но цельного. Хэнк — это метафора «основы души», психики до вторжения в нее окружающего мира. Хэнк здесь — это искалеченный, болезненный внутренний ребенок, лишенный женского принципа.
Поэтому, чтобы снова стать цельным, ему надо пройти путь героя и найти свою Аниму, душу, женский принцип. Она адаптирует его к миру и инициирует во взрослую жизнь. Сам «внутренний ребенок» Хэнк не способен найти Сару. Да, он творческая побуждающая сила, но против реалий мира слаб. Поэтому ему на выручку приходит такой принцип человеческого бессознательного, как Тень, то есть то, что не принято проявлять, живя в социуме. Самое темное, потустороннее и животное, что есть в человеческой психике.
Очевидно, что здесь это Мэни. В смешном формате комедии представлена его оппозиционность культурным ценностям , его суперсилы — это испускание газов, рвота пресной водой и пенис, указывающий направление. Однако именно такая первобытная и асоциальная сила способна привести «внутреннего ребенка» Хэнка к обретению души, ко взрослению и инициации. По законам жанра, выполнив свою роль Тень уходит в бессознательное, что и происходит в фильме — Мэни уплывает.
Интересен отказ Хэнка оставить Мэни и идти к Саре.
Это психологическая кульминация, показывающая, что смысл фильма «Человек — швейцарский нож» — это становление души, которая не хочет инициации во взрослую жизнь. Это буквально метафора души поколения, взбунтовавшегося против взросления.
Трагикомедия от кинематографа здесь — это трагикомедия внутренней жизни современных молодых людей, что вызывает бурный интерес.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Человек швейцарский нож. Мы с нетерпением будем ждать!