«Голодные игры» — это завоевавшая популярность по всему миру кинотрилогия, основанная на романах Сьюзен Коллинс. История, получив огромную популярность, перевернула представление о том, какие проблемы и явления интересуют молодежь. Показательная ситуация, в которой подростки с разницей в 3-4 года предпочитают кино совершенно разных жанров. Так, предыдущая франшиза, получившая такой же молодежный резонанс, относится к жанрам романтики и фэнтези (всем известные «Сумерки»), а рассматриваемый нами фильм — это уже так называемая «подростковая антиутопия». Серьезные искусствоведы называют антиутопию, рассчитанную на юную аудиторию, «новой антиутопией», характеризуемой яркими индивидуальностями главных героев и упрощенным, очевидным метафоризмом.
Чтобы понять, в чем смысл фильма Голодные игры, коротко рассмотрим основные сюжетные моменты.
Для начала обратимся к структуре государственного устройства мира, в котором действуют главные герои. Государство состоит из столицы, в которую стекаются все ресурсы страны из двенадцати провинций, которые называются в фильме «дистриктами».
Каждая из провинций занимается своим видом производства. Наиболее близкие к столице, занимаются производством выгодным, относительно неплохо оплачиваемым, но чем дальше, тем невыносимее условия жизни.
Так, в последнем из дистриктов, в котором люди занимаются угольной промышленностью, дела обстоят хуже всего. Продовольствия не хватает, работа тяжелая и максимально опасная (Капитолий не выделяет достаточно средств на безопасность шахтеров). Свободы нет ни в одном из дистриктов, но те из них, что пользуются большей благосклонностью центра, меньше склонны к накоплению протестного потенциала. Так, на упрощенной модели антиутопии, показана капиталистическая модель общества.
Главная героиня живет в самой бедной из провинций. На ее плечах лежит забота о семье, поэтому девушка занимается незаконной охотой.
Ежегодно в каждом из поселений проходит ритуал отбора юноши и девушки, которые будут представлять свой дистрикт на так называемых «Голодных играх», в шоу с летальным исходом для всех участвующих молодых людей, кроме победителя (тот должен избавиться от всех соперников).
Жестокая игра, установленная Капитолием, является инструментом подавления бунтов, постоянным напоминанием о непобедимости власти столицы. Игры были созданы после бунта, в результате которого одна из провинций была стерта с лица земли.
Главная героиня, которую зовут Китнисс, становится участницей этих игр и собирается вернуться домой, чего бы ей это не стоило. Однако девушка не желает играть по жестоким правилам шоу, поэтому ведет себя зачастую непредсказуемо.
Объяснение фильма Голодные игры, его смысла, можно начать с семьи Китнисс. Мать, сама главная героиня и ее младшая сестра представляют собой три поколения и три вида мировосприятия.
Мать девушки находится в продолжительной депрессии, она олицетворяет старшее поколение, которое настолько угнетено сложившимся мироустройством, что уже не имеет сил на сопротивление, на попытки сделать жизнь лучше.
Сама девушка обладает сильным волевым характером, но она не склонна к эмпатии и ей трудно дается сопереживание. Этого можно не заметить при первом просмотре фильма, но Китнисс способна играть на романтических чувствах других к себе, чтобы добиться социальной справедливости, она может заглушить в себе жалость и сострадание, если от этого зависит ее будущее и будущее ее народа. Она типичный представитель поколения революционеров, то есть людей сильных и благородных, но совсем не добросердечных.
А вот представительница младшего поколения обладает и склонностью к героизму, и способностью к сопереживанию (девушка участвует в восстании, но занимается не непосредственно войной, а медициной, она пытается облегчить страдания людей). Она является единственным абсолютно положительным героем, но антиутопия не была бы антиутопией, если бы такие герои могли жить. Даже после победы над существующей властью, в мире нет места Примроуз, и она погибает.
Еще в фильме сильна политическая подоплека. Помимо уже оговоренной проблемы борьбы с капитализмом, есть еще одна болезненная проблема — невозможность глобальных изменений путем революционных потрясений (после победы над жестокой властью, ее место тут же занимает не менее жестокая представительница власти. Китнисс убивает ее, но метафора понятна — глобальные перемены сразу не реальны, «убивающий дракона становится драконом»).
Смысл концовки фильма Голодные игры следующий — победа в политической борьбе для большинства не является и личной победой. Китнисс разжигает борьбу, одерживает победу, но оказывается в конце трилогии в комфортном, но изгнании. У революционеров нет будущего после окончания революции. Так, подростковый фильм поднимает весьма недетские проблемы, волнующие современную молодежь.
Моё мнение — «Голодные игры» в фильме проводились для того, чтобы люди из разных дистриктов ненавидели друг-друга и не смогли объединиться против Капитолия и, самое главное, против диктатора Сноу .
Что мы знаем из фильма? Что есть 12 дистриктов, живущих очень бедно, и есть ещё один дистрикт — Капитолий с диктатором Сноу. И этот Капитолий живёт очень шикарно. Капитолий — это город-рай. Прямо как Москва по сравнению с остальной Россией (Не верите? Съездите разок, посмотрите).
И очевидно что Капитолий живёт так шикарно потому, что на него трудятся все остальные 12 дистриктов, он их обирает.
Так почему эти 12 дистриктов не объёдинятся и не победят Капитолий? Ведь вместе их больше, вместе они сильнее.
Да потому, что они ненавидят друг-друга сильнее, чем ненавидят Капитолий. Ненавидят с детства. И источник этой ненависти — «Голодные игры», где дети из разных дистриктов убивают друг-друга. Во время проведения ежегодных «Голодных игр» всех людей в подконтрольных дистриктах сгоняют смотреть на экранах это «шоу» — все должны пропитаться ненавистью к жителям других дистриктов.
В России достижения пропаганды сейчас пошли ещё дальше, это надо признать. Чувствуется что работают профессионалы. Если в «Голодных играх» люди не могут объединиться с жителями из других дистриктов, но хотя-бы доверяют соседям из своего дистрикта, то в России люди не доверяют никому. Если спросите людей, а кто в России является честным человеком чтобы выбрать его в депутаты или в президенты, то ответ обычно один: «Доверять никому нельзя. Любой кто окажется у кормушки будет воровать. И ты тоже будешь врать и воровать. И я буду врать и воровать.» И это часто говорят люди с высшим образованием, активные по жизни, с профессиональным и жизненным опытом — элита общества.
Лично я верю что в России есть честные, порядочные и квалифицированные люди, достойные представлять интересы людей во власти вместо существующих жуликов. Только этих толковых людей пропаганда очень эффективно гнобит.
Вот, например, достойные люди:
— Павел Грудинин,
— Евгений Ройзман,
— Алексей Навальный.
На выборах в 2011 году я был наблюдателем от Михаила Прохорова — тоже толковый человек. Россия богата на достойных людей, вот только народ уже окончательно забыл что такие в принципе существуют и уже учит своих детей этому рабскому мировоззрению.
Этот фильм очень жестокий, Авторы не знают как сделать кассовые фильмы, поэтому и изгаляются в темах. Почему жесткий? Похожий на фашистов, нацистов., сюжет фильма явно откровенный в жестокости и обыгрывают тему сверхчеловека по Ницше… Ради «любви и справедливости…» к нам, к человекам, необходимо быть жестокими, без эмпатий к человеку. Мы уже проходили такое и проходим сейчас—это 2 мировая война. А сейчас нацисты и фашисты гуляют на Украине!!! Можно назвать цену жертв, — это десятки миллионов жизни.