Есть такая старинная английская считалочка про трех гусей, один из которых полетел на запад, второй на восток, а третий – над гнездом кукушки. Все мы знаем, что кукушки не вьют гнезда, значит… Значит, гусь полетел в никуда. Это считалочка про абсурд.
А еще американцы о чокнутых людях говорят, как и мы, «ку-ку». Вот почему в США сумасшедшие дома иногда называют «гнездами кукушки».
Так что сегодня мы поговорим о смысле фильма «Пролетая над гнездом кукушки», а также разберем краткий сюжет.
Роман и фильм
Роман Кена Кизи, у которого не было других настолько же сильных книг, признали библией поколения хиппи.
Хиппи считали, что современная цивилизация — зло, она калечит человека, превращая его в жалкого, материально озабоченного и бездуховного мещанина.
То есть, это была книжка о свободе личности, и не случайно режиссер Милош Форман взялся за этот роман. Он был беглецом из социалистического лагеря на Запад, и вопрос свободы для него всегда был больным.
Поэтому Форман бежит в Америку, и снимает в этой «цитадели свобод» кино о том, что нет тут никакой свободы, и быть не может пока жива сама цивилизация.
Краткий пересказ сюжета
Сюжет фильма вертится вокруг мужского отделения психиатрической клиники, в которой люди оказались по самым разным поводам. Тут есть откровенные «овощи» и совершенно невинный мальчик, которого в клинику затолкала родная мать с помощью главного чудовища в этом мире – сестры Милдред.
Мы видим много мужчин, пострадавших от тиранического женского начала, уязвленных своими женами, матерями и просто миром, в котором, оказывается, властвует женский порядок вещей, призванный ограничивать мужскую свободу.
Но есть здесь и жертва покрупнее, как символ зла, причиненного цивилизованным Западом естественному человеку — индеец по кличке Вождь.
И вот в отделение попадает уголовный тип МакМерфи, ирландец, обвиненный в изнасиловании. Он настроен очень бодро, ему даже интересно «закосить» под невменяемого, чтобы отмазаться от срока. Но он еще не понимает куда попал, и кто такая на самом деле местная медсестра.
Всю силу этой ведьмы он почувствует на себе позже. МакМерфи, что называется, настоящий мужчина – его яйца всегда при нем. И никакая медсестричка не сможет его «кастрировать». Это абсолютно свободный человек, не укрощенный, настоящий самец группы Альфа.
Казалось бы, его торжество над миром унылых и злобных теток неизбежно. Он отказывается следовать местным порядкам – у него свои правила. Как и у Антона Чигура в нашем разборе смысла фильма «Старикам тут не место».
Другие пациенты, давно затравленные и сломленные, смотрят на него с восхищением, он дарит им надежду, какое-то подобие веры в себя.
И вот в фильме случается кульминация – Мерфи устраивает грандиозную вечеринку с проституткой, пользуясь отлучкой главной сестры. Каждый из парней получит свой маленький вечер счастья, вот только финал этого «праздника непослушания» более, чем трагичный. Паренек, впервые в жизни решившийся на близость с женщиной, покончил с собой из страха перед матерью.
Все остальные просто подавлены и напуганы: им напомнили, что миром правит жестокий, неумолимый ПОРЯДОК — мертвящий, жуткий, ненавидящий свободу.
А того, кто считал себя несокрушимым, просто отводят на специальную процедуру. Все случившееся оказалось прекрасным поводом для медсестры свести счеты с Мерфи, отправив его на лоботомию – жуткую операцию, превращающую человека в овощ.
Трудно поверить, но в середине XX века она была очень популярной, а ее изобретатель лоботомии даже получил Нобелевскую премию.
Поздно ночью искалеченный Мерфи возвращается в палату. Его никто не видит, кроме Вождя. Он сразу понимает что случилось, душит Мерфи подушкой, а затем ломает окна лечебницы и навсегда выбирается на свободу.
Скрытое послание фильма Пролетая над гнездом кукушки
Мы видим, что в фильме есть единственный человек, способный измениться и обрести полноту жизни – тот, кто в начале даже не умел говорить. Все, что случилось, всколыхнуло его память, и подтолкнуло к свободе. Он не мог не убить Мерфи, потому что герой должен остаться героем. Главный герой сам бы попросил об этом, если бы еще сохранил способность думать.
Удивительно, но с каждым годом фильм Формана наполняется все новым смыслом. Мы видим, как общество, выстроенное, казалось бы, на разумных и прогрессивных основаниях, каждый день лишает человека свободы и права на выбор.
Многие открыто говорят, что в этой цивилизации естественное мужское начало подавлено – оно не нужно, ему нет места. Люди каждый день кастрируют и лоботомируют себя сами в ужасе перед свободой, в страхе не вписаться, вызвать недовольство «курятника».
Ни одного вскрика, всплеска воли, свободного желания вы не услышите в царстве потребления и политкорректности. А ведь социалистический лагерь, которым нас так пугали, как местом подавления свободы личности, давно уже распался.
Почему же человек не стал вольным и прекрасным в новом мире – мире победивших «прав и свобод»?
Уверены, что ответа на этот вопрос найти не получится еще очень долго. Ну а наш разбор смысла фильма «Пролетая над гнездом кукушки» подошел к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях.
Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!
Статья звучит так, как будто нет женщин, страдающих от псих р-р из-за мужского пола — тогда как на деле их в тысячи раз больше.
Все верно.Все эти свободы всего лишь слова,красивый фантик с дерьмократией внутри..!
Нет ничего нового под солнцем. Вождь- это Герасим, барыня- сестра Милдред Ретчед,ну а Муму -это , разумеется,сам Мак Мерфи- нет,не символ свободы,а триггер для уже внутренне свободных от рождения,но забывших об этом людей,пробуждающий их к сопротивлению и борьбе за возвращение в свое естественное свободное состояние.И как любой триггер,сыгравший свою роль,он должен растворится внутри главной цели- освобождении героя. Триггер сделал свое дело и он может уйти со сцены,его физическое уничтожение это лишь естественное продолжение древней языческой традиции принесения в жертву богам первого сына, ради удачи остальных. Яркий пример этому можно найти и в Христианстве с историей про Иоана-придтеча/ Крестителя ,где этот герой- и триггер, и он же первый мученик за Христианскую идею. Короче, как всегда перепеваем старые мотивы.