Смысл фильма Три тополя на Плющихе

Смысл фильма Три тополя на Плющихе Смысл фильма

В 1966 году был напечатан рассказ советского писателя А. Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» и уже через год режиссер Татьяна Лиознова выпускает свой, ставший легендарным, фильм.

В главных ролях – «тяжеловесы», титаны советского кино, Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Этот светлый, лиричный, настоящий «шестидесятнический» фильм бесспорно входит в список лучших советских лент. Время не властно над ним, он повествует о вечном — о жизни человеческого сердца.

Сюжет фильма Три тополя на Плющихе

Сюжет фильма обманчиво прост: деревенская женщина Нюра приезжает в Москву, чтобы продать мясо и заодно повидаться с непутевой сестрой своего благоверного – та вздумала загулять. Но случайная встреча с таксистом Александром смешала ее планы. Вернее, внешне ничего для Нюры не изменилось – мясо она продаст, с сестрой встретится. Вот только кто кого вразумит – это большой вопрос.

Александр оказывается человеком, всерьез затронувшим сердце женщины. В фильме, конечно же, нет эротических сцен – это немыслимо для советского кино того времени. Более того, герои не будут говорить о любви, они не осознают ее сами и не признаются друг другу. Никаких внешних потрясений, но все содержание мира внутреннего изменилось раз и навсегда.

Основным лейтмотивом проходит мелодия песни «Нежность» Александры Пахмутовой. Героиня силится вспомнить ее название, напевает отрывки. На наших глазах из озабоченной деревенской клуши Нюра превращается в женщину – удивительно поэтичную, почти неземную.

Конечно, ей и в голову не приходит, что между ней и Александром случилось то самое, о чем и помыслить страшно порядочной мужней жене – нежность, пробуждение сердца, любовь. Ведь у нее уже есть любовь – практичный и заботливый муж, двое детей. Вот только это не совсем то…

Режиссер Лиознова говорила потом в своих интервью, что Нюра потому и расцвела после новой встречи, что в прежних отношениях, законном, благополучном браке, повседневные мещанские заботы, хлопоты о сытости, давно вытеснили искреннее чувство. Героиня жила в полусне, как женщина она была мертва – сердце ее мертво. В одной из последних сцен перед Нюрой встает выбор: пойти дальше в новых, только завязавшихся отношениях — Александр ждет ее на улице, в такси – или оставить все как есть.

Конечно, логика характера да и нравственный запал советского кинематографа не дают ей повторить «подвиг Анны Карениной» — это невозможно. Нюра возвращается в деревню к мужу, детям. Она с блеском справилась со всеми делами – мясо продано, дети и муж получают подарки.

Смысл финальной сцены фильма Три тополя на Плющихе

И вот мы видим финальную сцену… Героиня вернулась, она готова окунутся в прежнюю, упорядоченную жизнь. Послушно отдает супругу, как главе семьи, все вырученные рубли. В умилении смотрит на детей, примеряющих обновки. Но тут… Тут по радио вдруг объявляют песню Пахмутовой «Нежность» и героиня, удивленная, прозревшая, вслушивается в слова, истинного смысла которых она до сих пор не понимала. Она не может ответить на вопрос мужа: «А себе чего ты привезла?».

Лицо ее искажается гримасой боли и страдания, глаза наполнены слезами. Муж и дети смотрят в изумлении. Зритель понимает в эту минуту, что все, что смогла привезти Нюра из этой поездки – другой мир, мир нежности, искреннего человеческого чувства, настоящей любви. Он не когда не станет ее настоящим, реальным миром. Но и тот, в который она вернулась, уже не принесет ей подлинного счастья. Перевернуто все ее женское существо, которое слишком долго обходилось без нежности.

Именно нерастраченная нежность, ненужная в мещанском мирке, будет делать ее несчастной — отныне и навсегда. Прежней безмятежности уже не обрести, простое счастье сытой семейной жизни не повторится. Это настоящая трагедия личности, скрытая за фасадом советского кино. Несмотря на внешнюю простоту сюжета и скромность героев, она не уступит в накале и сложности вечным, хорошо известным нам сюжетам.

Кстати, песню Пахмутова написала специально для этого фильма, и она навсегда вошла в анналы золотого фонда советской песни.

Невероятна была популярность этого кино в СССР. Женщин забрасывали режиссера письмами, в которых просили переснять концовку, сделать так, чтобы Нюра вышла к Саше и они стали жить счастливо. Но тогда фильм превратился бы в обычную мелодраму.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Reagent

    В шаге была от блуда, смазливая клуша. Но семейные ценности-оснлва основ. Тогда другая мораль была у людей. Это вам не нынешнии Содом и Гоморра

    Ответить
  2. Мерилин

    Есть слово,,НИКОГДА,,
    …столько ошибок по грамматике..прежде чем писать ,да отправлять-следует проверить текст на грамотность

    Ответить
  3. Нина

    Удивительный фильм! Впервые его посмотрела. Потрясающей силы история. Истрия преодоления своего естества. Такое далеко не всем под силу. Настоящая, слабая и одновременно очень сильная женщина. Красивый фильм, вне времени.

    Ответить
    1. Люда

      Всё правильно, Нина.

      Ответить
  4. And

    Песня была написана в 1965 г. т.е. на два года раньше фильма. Зачем обманывать. Лиознова именно под уже существующую песню ставила фильм. Не надо отсебятину втюхивать людям.

    Ответить
  5. Николаолег

    Она всё поняла что делать.решимость в взгляде не упустить свою любовь.
    Найдёт.такси.как зовут.какой парк обслуживал вокзал.примет много. Всё будет хорошо,друзья

    Ответить
  6. Екатерина

    Кроме какой-то там нежности, мысль о значимости которой пронизывает весь текст автора, и сытой мещанской жизни, которую автор клеймит позором, есть ещё жизнь в Боге. Эта жизнь в Боге была чужда советскому кинематографу, а теперь она чужда и многим людям в принципе. И если понимать, что ЭТО самое главное в жизни человека, — любить Бога и ближних, и это фундамент жизни любого человека, то получается, что фильм этот — пустышка. Он показывает ложные ценности, ни одна из которых не стоит сломанных судеб своих родных.

    Ответить