Смысл фильма «Волчок»

Смысл фильма "Волчок" Смысл фильма

Полнометражный игровой фильм-драма «Волчок» (2009) снят по одноименной театральной пьесе Василия Сигарева. Известный в драматургии этаким неоварварством и склонностью к чернухе, 30-летний театральный деятель с Урала реализовался в кинематографе. С фильмом «Волчок» он впервые выступил в роли кинорежиссёра. Его супруга ‒ актриса Яна Троянова ‒ исполнила главную взрослую роль. И сделала это с такой автобиографичной достоверностью, что слова из её интервью режут сильнее ножа: «это кино о жизни российского быдла, а это и есть мы». Актёрски сложную для ребенка роль девочки исполнила Полина Плучек. 7-летнюю правнучку легендарного худрука театра сатиры В.Н. Плучека выбрали из почти 5000 претенденток. В роли выросшей пацанки 14-ти лет – известная по детским телепрограммам Вероника Лысакова.

Гиперболизирует историю матери и девочки и подчеркивает собирательность образов безымянность персонажей. Инстинктивная и иррациональная детская любовь к той, которая родила, но не испытывает к ней ни малейшей привязанности или ответственности, выражается просто. Ни разу за весь фильм они не произносят слов «мама» или «дочь». Да и говорить почти не говорят. Мать односложно спрашивает «и чё скажем?», «и чё не знаем?». Девочка строит фразы, неуместно вставляя в конце «ещё» или «даже».

Первый отсыл к названию фильма – день встречи женщины без морали и каких бы то ни было материнских чувств со своей «кровиночкой». От вернувшейся из тюрьмы матери девочка слышит вместо колыбельной «Придёт серенький волчок и укусит за бочок» байку о том, что её нашли на кладбище. В мешке, всю в шерсти, потому что она была волчонком. На отчаянный крик 6-летнего ребенка «не верю» мамашка цинично заявляет «вот и сказочке конец».
Вторая аллегория: в руках ребёнка – вращающийся вокруг своей оси волчок игрушка, которую «притаранила» родительница. На всю оставшуюся недолгую жизнь девочки эта юла останется единственным подарком. Когда ещё через 7 лет женщину, вернувшуюся «с югов» встретит воспитывающееся у тётки несуразное создание с обкусанными ногтями и крашеной чёлкой, будет не по подарков. Мать просто предложит «налиться за встречу».

Драма «Волчок» ‒ жуткая по натурализму содержания и его визуализации история – о том, как девочка сумела не превратиться в этого самого озлобленного и дикого волчонка. Потому что очень любила мать, пусть такую – никакую, беспутную, «хоть лыком шитую, но мать». А в ответ получила – смерть под колесами машины, под которую попала, когда бежала за той, чью целеустремленность к магазину за бутылкой она отчаянно пыталась остановить. «Вот и сказочке конец»… словно говорит вмиг протрезвевшая женщина, сжимая в руке волчок.

О сюжете фильма «Волчок»

В провинциальную глубинку к маленькой «амелипулен», которая живет у бабушки, из мест не столь отдаленных возвращается мать. Ребенок впервые видит родного человека и всей душой к нему тянется. Женщина не испытывает радости от встречи с плодом криминальной любви и надрывно вопит: «Отсоситесь вы все от меня, я хочу жить». Она пускается «во все тяжкие», пытаясь найти лучшую жизнь, в которой «такой груз» – лишний.

Вначале мать пытается откупиться от девочки, который каждый день ждёт у окна её возвращения (то сгущенкой, то гематогеном, то подобранным в кустах ёжиком). Потом вовсе перестает обращать на неё внимание. Ребёнок не может понять и принять своей ненужности и совершает дикие поступки. В голову одного из собутыльников и партнеров матери по сексуальному разгулу летит бутылка с молоком, другому попадает камнем. Свою злость на мать девочка вымещает на ёжике, которого душит подушкой и тащит под колёса поезда: «И не нужен мне никакой ёжик даже». Набив рот кладбищенскими конфетами, она рассказывает своему другу о том, как добрая и хорошая мама её «любит-любит-любит». Вот только друг этот – мальчик-утопленник, недавно похороненный на её «родине» (в маленькой головке прочно засела история о том, что она родилась на кладбище).

Жутковато выглядят проявление детской любви: услужливо вытирает лужу после того, как мать помочилась на пол, выполняет задание пьяной «помыть ей кундю», забирается на кровать и пытается поцеловать оголившееся тело развалившейся там распутницы. Ещё страшнее становится, когда зритель понимает: что бы ни сделала мать, девочка будет её любить, потому что нуждается в ней, хочет быть всегда рядом. А несчастная пропащая женщина, разочаровавшись в любви, из-за которой и попала на нары, воскресить в себе эти чувства не умеет. Как не может понять, что счастье на где-то там, а здесь, рядом, в этом бесконечно любящем её маленьком человеке.

Потому финал фильма ясен. Девочка погибает, словно освобождая их обеих от тяжелого груза своей по-детски наивной и по-взрослому непомерной любви. Она не сумела научить маму любить, мешала ей, была не нужна. А когда ты не нужен здесь, тебя забирают туда…

Картина «Волчок» снята в непривычном для российского кинематографа жанре la maman et la putain. Это не социальная драма и не хоррор, а скорее жутковатая сказка, в которой мрачные локации, изломанные реплики, причудливые ругательства и странные поступки становятся источником постепенно нарастающего ужаса.

Оцените статью
Какой смысл
Добавить комментарий

  1. Lyudmila

    Ну, положим, девочка не «целеустремленность к магазину за бутылкой отчаянно пыталась остановить», а очередной побег мамаши незнамо куда и на сколько. Неспроста же та всю наличку прикарманила.

    Ответить