Смысл фильма «Волчок»

Смысл фильма "Волчок" Смысл фильма

Полнометражный игровой фильм-драма «Волчок» (2009) снят по одноименной театральной пьесе Василия Сигарева. Известный в драматургии этаким неоварварством и склонностью к чернухе, 30-летний театральный деятель с Урала реализовался в кинематографе. С фильмом «Волчок» он впервые выступил в роли кинорежиссёра. Его супруга ‒ актриса Яна Троянова ‒ исполнила главную взрослую роль. И сделала это с такой автобиографичной достоверностью, что слова из её интервью режут сильнее ножа: «это кино о жизни российского быдла, а это и есть мы». Актёрски сложную для ребенка роль девочки исполнила Полина Плучек. 7-летнюю правнучку легендарного худрука театра сатиры В.Н. Плучека выбрали из почти 5000 претенденток. В роли выросшей пацанки 14-ти лет – известная по детским телепрограммам Вероника Лысакова.

Гиперболизирует историю матери и девочки и подчеркивает собирательность образов безымянность персонажей. Инстинктивная и иррациональная детская любовь к той, которая родила, но не испытывает к ней ни малейшей привязанности или ответственности, выражается просто. Ни разу за весь фильм они не произносят слов «мама» или «дочь». Да и говорить почти не говорят. Мать односложно спрашивает «и чё скажем?», «и чё не знаем?». Девочка строит фразы, неуместно вставляя в конце «ещё» или «даже».

Первый отсыл к названию фильма – день встречи женщины без морали и каких бы то ни было материнских чувств со своей «кровиночкой». От вернувшейся из тюрьмы матери девочка слышит вместо колыбельной «Придёт серенький волчок и укусит за бочок» байку о том, что её нашли на кладбище. В мешке, всю в шерсти, потому что она была волчонком. На отчаянный крик 6-летнего ребенка «не верю» мамашка цинично заявляет «вот и сказочке конец».
Вторая аллегория: в руках ребёнка – вращающийся вокруг своей оси волчок игрушка, которую «притаранила» родительница. На всю оставшуюся недолгую жизнь девочки эта юла останется единственным подарком. Когда ещё через 7 лет женщину, вернувшуюся «с югов» встретит воспитывающееся у тётки несуразное создание с обкусанными ногтями и крашеной чёлкой, будет не по подарков. Мать просто предложит «налиться за встречу».

Драма «Волчок» ‒ жуткая по натурализму содержания и его визуализации история – о том, как девочка сумела не превратиться в этого самого озлобленного и дикого волчонка. Потому что очень любила мать, пусть такую – никакую, беспутную, «хоть лыком шитую, но мать». А в ответ получила – смерть под колесами машины, под которую попала, когда бежала за той, чью целеустремленность к магазину за бутылкой она отчаянно пыталась остановить. «Вот и сказочке конец»… словно говорит вмиг протрезвевшая женщина, сжимая в руке волчок.

О сюжете фильма «Волчок»

В провинциальную глубинку к маленькой «амелипулен», которая живет у бабушки, из мест не столь отдаленных возвращается мать. Ребенок впервые видит родного человека и всей душой к нему тянется. Женщина не испытывает радости от встречи с плодом криминальной любви и надрывно вопит: «Отсоситесь вы все от меня, я хочу жить». Она пускается «во все тяжкие», пытаясь найти лучшую жизнь, в которой «такой груз» – лишний.

Вначале мать пытается откупиться от девочки, который каждый день ждёт у окна её возвращения (то сгущенкой, то гематогеном, то подобранным в кустах ёжиком). Потом вовсе перестает обращать на неё внимание. Ребёнок не может понять и принять своей ненужности и совершает дикие поступки. В голову одного из собутыльников и партнеров матери по сексуальному разгулу летит бутылка с молоком, другому попадает камнем. Свою злость на мать девочка вымещает на ёжике, которого душит подушкой и тащит под колёса поезда: «И не нужен мне никакой ёжик даже». Набив рот кладбищенскими конфетами, она рассказывает своему другу о том, как добрая и хорошая мама её «любит-любит-любит». Вот только друг этот – мальчик-утопленник, недавно похороненный на её «родине» (в маленькой головке прочно засела история о том, что она родилась на кладбище).

Жутковато выглядят проявление детской любви: услужливо вытирает лужу после того, как мать помочилась на пол, выполняет задание пьяной «помыть ей кундю», забирается на кровать и пытается поцеловать оголившееся тело развалившейся там распутницы. Ещё страшнее становится, когда зритель понимает: что бы ни сделала мать, девочка будет её любить, потому что нуждается в ней, хочет быть всегда рядом. А несчастная пропащая женщина, разочаровавшись в любви, из-за которой и попала на нары, воскресить в себе эти чувства не умеет. Как не может понять, что счастье на где-то там, а здесь, рядом, в этом бесконечно любящем её маленьком человеке.

Потому финал фильма ясен. Девочка погибает, словно освобождая их обеих от тяжелого груза своей по-детски наивной и по-взрослому непомерной любви. Она не сумела научить маму любить, мешала ей, была не нужна. А когда ты не нужен здесь, тебя забирают туда…

Картина «Волчок» снята в непривычном для российского кинематографа жанре la maman et la putain. Это не социальная драма и не хоррор, а скорее жутковатая сказка, в которой мрачные локации, изломанные реплики, причудливые ругательства и странные поступки становятся источником постепенно нарастающего ужаса.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Lyudmila

    Ну, положим, девочка не «целеустремленность к магазину за бутылкой отчаянно пыталась остановить», а очередной побег мамаши незнамо куда и на сколько. Неспроста же та всю наличку прикарманила.

    Ответить
  2. АннаК.

    Спасибо за Ваш комментарий.

    Ответить
  3. Светлана

    Это ужасно….. А для кого-то это действительность. Матерям повод к размышлению, как мы общаемся со своими детьми. Какая духовная связь, отношения между родителями и теми, кого произвели на свет. Мы порой не замечаем, как больно раним друг друга.

    Ответить
  4. лариса

    Жуткий и мерзкий фильм. История психиатрическая , кадры ужасны. Истории о подобных мамашах периодически появляются в СМИ, не думаю, что такая мамаша будет смотреть фильм о себе , или он как-то может повлиять на ее поведение. Героиня фильма психически больна , иначе она не смогла бы так просто порубать человека. Девочка однозначно с нарушенной психикой, ее речь односложна и несодержательна. Бабушка в деле. Сцены омерзительны и ничего, кроме ужаса, вызвать не могут. Непонятно , зачем показывать поведение человека без переживаний, гадостного , ненавидящего всех и вся ( ее истерики об умершей матери вообще ни о чем ). это не человек , это существо. С таким же успехом можно было снять фильм о каннибале, съевшем свою мать ( знаю об одном пациенте в психбольнице, 20 лет лечится). Чему эта история может научить? Больше всего меня поразило, что фильм создан при поддержке Министерства культуры РФ. Неужели это то, что достойно называться культурой?
    это наша культура?! Т.е. иначе, чем матом, голыми сценами, сволочными отношениями, культуру россиянам не привить? Стыдно и горько. Самые черные произведения Чехова, раскрывающие проявления сатанизма в человеческих душах , написаны художественным языком, заставляют задуматься о своих бесах , в них есть место и юмору, и философии. Почему их не экранизируют при помощи минкультуры? Этот же фильм из серии садо-мазо. Мне искренне жаль девочку, сыгравшую в этом фильме. Не представляю, как снимались некоторые сцены с ее участием, но это почти единственный вопрос, который мучил меня при просмотре этого «шедевра». Еще меньше представляю, как «это» может быть театральной пьесой. Скорее, такая ситуация должна была стать поводом для разбирательств опеки, полиции и врачей-психиатров, во всяком случае , в той форме, которая показана в этом фильме. Если это называется у нас произведением искусства, то как низко опустилась планка нашего искусства. Тиражировать такие вещи — это почти рекламировать их , практически оправдывать. Мать в результате не наказана, она давно потеряла все человеческие ощущения, наконец избавилась от надоевшей дочери, закончит жизнь в подворотне, но не поймет этого, она невменяема. Девочку жалко сразу, и только. Повествование ведется от имени дочери, но дочь в конце погибает, вопрос : откуда доносится ее голос? Не могу отделаться от мерзкого ощущения, как будто стала свидетелем неприглядной сцены, смотря через замочную скважину. Или будто меня помоями облили , а смыть не догадались. И автор тоже , скорее всего, жертва подобных отношений , либо страдает психическим расстройством. Но вот что о минкульте сказать?

    Ответить
    1. Олег

      Спасибо. Я думал, что совсем один в своих ощущениях. Эпизоды с разговорами Трояновой смотреть со звуком невозможно. Она конечно стопроцентное попадание в образ. Девочка то же. До сих пор тяжко. Может попозже отпустит.

      Ответить
  5. Нина

    Посмотревшие плюются и ругают фильм. А показанное сплошь и рядом в реальной жизни и все проходят мимо. Возможно не так откровенно, как в фильме. И даже выглядят люди вполне прилично и живут в нормальных условиях. НО отсутствие любви, неумение ценить любящих и близких, равнодушие, вот этого очень много вокруг.И дети это чувствуют, от этого страдают и всю жизнь несут эту боль. Алкоголь и наркотики это как раз желание заткнуть эту вечную боль

    Ответить