Смысл романа Преступление и наказание — Фёдор Достоевский

Смысл романа Преступление и наказание - Фёдор Достоевский Смысл книги

Важный в истории русской и зарубежный литературы русский писатель, философ и публицист Ф.М.Достоевский совершил своеобразный переворот благодаря своей полной противоречий и загадок книгой «Преступление и наказание». Очень трудно (скорее даже, невозможно) пересказать сюжет романа, ведь он завязан на описании чувств и переживаний главного героя, а такое весьма непросто рассказать. Передать задумку и смысл еще труднее. Ну а если вы не не читали «Белые ночи» Достоевского, рекомендуем наше краткое содержание.

Но а мы разберемся в одном из самых скандальных, загадочных и философски наполненном произведении той эпохи!

Смысл названия Преступление и наказание

Названием книги, автор хотел подчеркнуть, что если было совершенно преступление — будет выполнено и наказание. По другому невозможно.

Если попытаться пересказать сюжет и ход событий в двух словах, то получается действительно очень кратко: главный герой (Родион Раскольников) совершает убийство и на протяжении всей книги пытается справиться с давящими мыслями по этому поводу и не потерять близких ему людей. Говоря более конкретно, первые пару глав книги — преступление Раскольникова, а все остальные главы (95% книги) — его собственное наказание. Как знают те, кто уже читал это произведение хотя бы в кратком содержании, Раскольников все-таки понесет реальное наказание законом в самом конце произведения, ибо сам же пойдет на явку с повинной, не справившись с гнетом собственной совести.

Смысл произведения Преступление и наказание

Ф.М.Достоевский поступил очень умным образом: он наполнил своего героя противоречиями, приблизив его этим к обыкновенному человеку. Писатель заставил Раскольникова претерпеть сомнения по поводу собственной теории из-за противоречивости ее сути и окружающего мира. Именно построив ведущие чувства и сомнения героя на неправильности его теории, Ф.М.Достоевский представил Родиона так, что читатели полностью понимают его и даже сочувствуют, буквально забывая о его поступке. Родион Раскольников, поверив в свою теорию, отрекся от всего привычного, «человеческого», созданного природой и богом.

Но в конце книги он, не без помощи со стороны своего окружения (никто не собирается уменьшать весомый вклад Сони Мармеладовой в эту историю), вновь возвращается к истокам и принимает все то, от чего ранее отказался. Достоевский стремился показать важность человеческих ценностей, суть добра и добрых поступков; он хотел объяснить, насколько нелепы преступления наподобие того, что совершил Раскольников. Он, так сказать, хотел «напугать» читателей столь подробным описанием мук совести, что пережил Родион Раскольников, его чувств, переживаний и того гнета, что он чувствовал от своей семьи и друзей.

Также, в то время были популярны различные теории, по большей части вызванные Великой французской революцией, из-за которых происходили разнообразные общественные беспорядки, бунты и перевороты. На примере собственного произведения Достоевский показал глупость и ошибочность всех подобных теорий.Писатель продемонстрировал во всей красе одну из собственных мыслей: принятый правительством закон и наказание не пугают преступников, не являются весомой угрозой для них. Достаточно легко избежать правосудия, поэтому в системе наказания государством столь много недостатков и помех.

Как говорил сам Ф.М.Достоевский: «Самые тяжелое наказание для человека — душевные муки».

Смысл финала романа «Преступление и наказание»

В одной из записных книжек к роману под заголовком «Идея романа» было указано «Православное воззрение. В чем православие. Нет счастья в комфорте. Счастье покупается страданием. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием».

В конце своего романа Достоевский оставляется Раскольникова на пороге духовного перелома. Медленного, но верного перерождения.

Во время суда и в первые дни на каторге Раскольников не ощущает раскаяния и свое преступление он видел только в том, что не выдержал этой ноши и во всем признался.

После этого герой «заболевает» и ему посылается третий сон, в котором он понимает причину своего падения. В этом он видит страшную эпидемию, грозящую человечеству и избавиться от этого можно только путем принудительного самоочищения.

Таким образом, смысл финала в том, что гордыня, которую осознал Раскольников, становится той благодатной почвой, из которой вырастает главное преступление героя — преступление против собственной человечности. Внутри него происходит столкновение рационального с чувственным, человечным. И этот разум заглушил его совесть и привел Раскольникова к трагедии.

Главная цель Достоевского (изобразить трагедию сознания) была достигнута. Разум, наряду с тем, что был раскрепощающей силой, стал порабощающей, исказившей все правильные человеческие чувства, задуманные Богом.

Жизнь Сони в финале

Соня стала жить иначе. И это её путь становления. Её любовь к миру, чистота — помогли не опуститься, не сломаться, не погрязнуть в грехах. Её вера и идеи оказались не просто правдой, а истиной, которая была сильнее теории Раскольникова.

Вместо заключения

Роман имеет композиционную незавершенность. Открыть финала помогает понять, что жизнь героев может сложиться как угодно.

Но надежда есть на то, что дальнейшая жизнь каждого из героев будет счастливой, поскольку каждый из них прошел путь очищения через страдание.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. kexet

    Думаю, что Достоевский был либо не прав, либо закладывал немного иной смысл с своё произведение. Ведь не на каждое преступление находится наказание. Некоторые провинившиеся не чувствуют мук совести и не могут быть наказаны законом.

    Ответить
    1. Анжела

      Хотя если Достоевский не исключает идею Бога, наказание и суд будут для всех, в свое время, в вечности! Думаю, что здесь есть очень глубокий смысл над которым автор желает всех задуматься именно в этой земной жизни. Поэтому это шедевр который пережил самого автора!

      Ответить
      1. Полностью с вами согласен. А как вы к Соне Мармеладовой относитесь?

        Ответить
        1. Анжела

          Соня и Раскольников для меня не просто персонажи, а символы. Первый — нашей совести и грешной природы, вторая нашей веры в Бога или же ее отсутствие. Соня — это прекрасный персонаж и как человек верующий я приветствую не выбор, веру в лучшее и образ жизни/поведение. Если бы все задумались над жизнью как это сделала она, в мире было бы на половину меньше проблем!

          Ответить
          1. Но ведь она отошла от Бога, когда стала продавать свое тело. Да, ее можно оправдать благой целью, но вы и сами прекрасно знаете, что благими намерениями… Я к тому, что нет никакой гарантии, что душа Сони не стала бы развращаться в кругах проституток. А что до Раскольникова, я считаю, что его теория верна (о делении людей на два сорта). Единственный недостаток — это непродуманный ритуал проверки себя. Убийство и отсутствие/присутствие уколов совести — это не показатель