«Счастливого дня смерти» – классический фильм ужасов на тему временной петли. Это слэшер с элементами черной комедии. По сюжету фильма, главная героиня Тереза вынуждена умирать в свой день рождения. Чтобы это остановить, ей нужно раскрыть личность убийцы.
Если вы еще не видели трейлер фильма, то посмотрите его.
Смысл фильма
С первого взгляда слэшер выглядит, как очередная попытка повторить успех «Дня сурка». Кстати, в конце «Счастливого дня смерти» герои разговаривают об этом фильме. Оказывается, что Тереза его не смотрела.
Однако при просмотре «Счастливого дня смерти» мы видим не только временную петлю, но еще и жизненную драму. Героиня фильма Тереза живет однообразно: каждый ее день похож на предыдущий. Поэтому она постоянно находится в состоянии дежавю.
У девушки нет близких друзей, стабильных отношений. Она любит отдыхать на студенческих вечеринках с незнакомцами. Тереза, или как ее зовут друзья, Триш состоит в женской компании, которое фанатично соответствует стандартам красоты. В одном из эпизодов мы видим, как над девушкой издеваются, потому что она ест.
Эту травлю устроила Даниэль – глава женского общества. Эта девушка устроила настоящую диктатору в общежитии: управляла распорядком дня, распределяла обязанности. И никто в обществе не пытался даже спорить с Даниэль, ведь все знали ее характер. Если кто-то навредил главе, значит он готов к публичному унижению, травле.
Однако Триш заступилась за девушку, которую высмеяла Даниэль. Она пошла против сложившейся системы, поспорила с главной стервой колледжа. Героиня осознавала, что последствия ее поступка могут быть ужасными. Даниэль могла бы выжить Триш из общежития, пожаловаться на нее в администрацию или устроить буллинг. Но девушка была готова к такому исходу.
На самом деле у главной героини нет смысла жизни. У Триш нет людей, которые были бы ей дороги. Однако в конце фильма, после многочисленных перерождений, она переосмысливает свою жизнь. Триш мирится с отцом, которого долго игнорировала. Также она заводит отношения с неприметным парнем Картером, которого до этого не замечала.
Поговорим подробнее о временной петле, благодаря которой Триш изменилась.
Временная петля
Через весь фильм мы видим эволюцию личности девушки. Она меняется не для того, чтобы выжить. Триш рефлексирует, потому что помнит о возможности скорой смерти. Она осознает, что не сделала ничего хорошего для людей, и это пугает ее.
Возможно, многочисленные петли времени похожи на своеобразное Чистилище. В каждой из смертей девушка пытается осознать, что делает неправильно. Триш пытается найти убийцу, стараясь улучшить отношения с друзьями, помогать людям.
Благодаря временной петле она узнает об истинном отношении людей к ней. Многие оскорбляют ее прямо в лицо, откровенно насмехаясь. Другие, как ее подруга Лори, прячутся за маской добродетели.
Раньше Триш не осознавала своего одиночества, считала себя душой компании. Из-за петли девушка поняла, что после смерти никто не будет ее вспоминать. Когда Триш составляла список возможных убийц, то осознала, сколько людей ее ненавидят.
Временная петля Триш похожа на игру, в которой есть запас жизней. Однако они не бесконечны – после посещения врача героиня понимает, что каждое воскрешение может стать последним. Поэтому Триш решает бороться за свою жизнь. Она хочет доказать, что заслуживает второго шанса. После всего, что она сделала, Триш надеется начать жизнь заново.
Трансформация героини
Поговорим подробнее об эволюции личности героини. В начале мы видим типичного подростка, который не общается со своими родителями. Девушка игнорирует своего отца, у нее нет близких друзей. Героиня одинока, и она понимает это. Единственная подруга – Лори, оказывается маньяком в маске. Это двоякая ситуация: Триш расстроена предательством подруги, но радуется, что петля закончилась.
Триш встречается со своим преподавателем, у которого есть жена. До петли времени ее никак не угнетало, что она – его любовница. Но после нескольких воскрешений, героиня расстается с женатым учителем. Девушка стремится стать лучшей версией себя, исправить все свои ошибки.
Триш возобновляет общение с отцом. Она поддерживает его, надеясь найти в нем опору. Интересно, что зрителю не раскрывается как Триш перестала общаться с отцом. Возможно, что это было связано со смертью матери. Героиня могла винить отца в этом.
В самом начале фильма мы видим цитату «Сегодня первый день моей жизни». Это символично, ведь девушка умирает именно в свой день рождения. Вселенная дала Триш шанс начать жизнь заново, попробовать изменить свою личность.
Изменить мир вокруг можно только начав с себя. Но Триш безуспешно пытается изменить всех вокруг. Героиня быстро понимает, что без развития себя перемены в других невозможны. Девушка проходит через Ад, умирая и воскрешаясь несколько раз подряд.
После этого Триш меняется: перестает быть заносчивой стервой, которую все ненавидели. Смерть здесь выступила своеобразным очищением, которое изменило героиню. Она трансформировалась и начала менять людей вокруг себя.
7 смертных грехов
Есть теория, согласно которой во время петли Триш совершила 7 смертных грехов. Именно после них девушка пришла к очищению – окончанию циклов.
Первый грех – гордость. К героине в самом начале фильма подходит парень, с которым она встречалась. Он пытается поговорить с Триш, но она грубо отшивает его. Затем, в одном из циклов, девушка помогает парню принять свою ориентацию. Она поддерживает его, советует быть самим собой. Таким образом, она побеждает гордость.
Второй грех – похоть. Триш встречается с женатым преподавателем. Она врывается к нему на работу, накидываясь с поцелуями. Однако в петле героиня бросает преподавателя, советуя ему обратить внимание на жену. Так девушка побеждает похоть.
Третий грех – чревоугодие. Это происходит в момент, когда Триш приносит на ланч поднос с едой. Позже она съедает отравленный кекс от своей подруги. В других циклах Триш старается не злоупотреблять едой, часто отказываясь от нее.
Четвертый – жадность. Грех проявляется в том, что в самом начале фильма героиня никак не оценивает свои возможности. Она растрачивает жизненные шансы на бессмысленные попытки спастись. Триш надеялась, что ее жизни бесконечны, однако это не так.
После посещения больницы, девушка осознала, что скоро умрет. Триш перестала тратить свои воскрешения впустую, поэтому начала поиск убийцы.
Пятый грех – гнев. Когда девушка приходит в свое общежитие, то бьет человека в маске убийцы. Но им оказывается парень, пришедший к ней на вечеринку в честь дня рождения. Девушка продолжает злиться даже в момент смерти маньяка. Однако в финале фильма, она успокаивается из-за завершения петли.
Шестой грех – зависть. Героиня завидует Картеру, у которого просыпается после воскрешений. Триш рассказывает ему свою историю о временной петле. Она завидует ему, ведь он не чувствует на себе смерть. Картер тоже участвует в петле, но не умирает, как Триш, ежедневно. Девушка побеждает этот грех, когда заканчивает череду повторяющихся циклов.
Седьмой – уныние. Его мы видим, когда героиня в очередной раз перерождается. Она не верит, что умерла во второй раз. Триш побеждает этот грех, когда находит своего убийцу – соседку Лори.
Именно борьба с этими грехами привела героиню к закрытию временной петли. Цикл сделал Триш другим человеком, заставил переосмыслить свою жизнь.
Отзывы критиков
Большинство отзывов критиков – смешанно-положительные. На Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 71% на основе 135 отзывов. Короткий слоган гласит: «Счастливого дня смерти» выглядит как мрачно-комедийная и научно-фантастическая интерпретация слэшера, с преимуществом в виде актерской игры Джессики Рот.
Рецензент Cinema Blend высоко оценил слэшер благодаря смене жанра:
«Счастливого дня смерти» работал, скорее, как фильм ужасов с комедийным уклоном, а «Счастливого нового дня смерти» переходит в сферу научной фантастики, и это смешивается с хоррором. Это захватывающая поездка и игра со знакомыми атрибутами.
«Счастливого нового дня смерти» – сиквел фильма, рассказывающий о происхождении временной петли.
В The Hollywood Reporter критики отнеслись к фильму положительно, однако не оценили юмор дилогии.
С таким потрясающим и многообещающим началом часть веселья все же в конечном счете исчезает, но это не значит, что «Счастливого дня смерти» не будет достаточно хорошо выступать в кассе, чтобы гарантировать новую часть, обещанную в сцене после титров.
Рецензенты из Variety поделились, что «Счастливого дня смерти» продолжил традицию «Крика».
Этим всем хотели показать достаточную продуманность и широту знаний. Но если вы вернетесь к первым двум «Крикам», то вспомните, как им тогда удалось создать собственную реальность, не жертвуя важной для слэшера напряженностью. Это были нервные триллеры, которые всегда удивляли нас.
Продолжение
Благодаря успеху первой картины, в 2019 году вышел сиквел под названием «Счастливого нового дня смерти». В нем во временную петлю попал друг Картера – Райан. Герой вместе с Триш пытался освободиться от цикла.
Также в сиквеле мы узнали, откуда появляется временная петля. На самом деле она возникла из-за экспериментов с реактором, который создал несколько параллельных Вселенных. Таким образом, у фильма появилась научно-фантастическое основание.
Однако «Счастливого нового дня смерти» не был так успешен как его предшественник. Создатели сообщили, что третьего фильма не будет. А вы смотрели нашумевший слэшер «Счастливого дня смерти»? Пишите в комментариях.